Быт.1. Размышления
|
|
dionisiy1500 | Дата: Суббота, 01.06.2013, 09:20 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2291
Статус: Offline
| Быт.1.
1 В начале сотвори Бог небо и землю. 2 Земля же бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды. 3 И рече Бог: да будет свет. И бысть свет. 4 И виде Бог свет, яко добро, и разлучи Бог между светом и между тмою. 5 И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь. И бысть вечер, и бысть утро, день един. 6 И рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды. И бысть тако. 7 И сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию. 8 И нарече Бог твердь небо. И виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день вторый. 9 И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и да явится суша. И бысть тако. И собрася вода, яже под небесем, в собрания своя, и явися суша. 10 И нарече Бог сушу землю, и собрания вод нарече моря. И виде Бог, яко добро. 11 И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем, по роду на земли. И бысть тако. 12 И изнесе земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем, по роду на земли. И виде Бог, яко добро. 13 И бысть вечер, и бысть утро, день третий. 14 И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю и разлучати между днем и между нощию: и да будут в знамения и во времена, и во дни и в лета, 15 и да будут в просвещение на тверди небесней, яко светити по земли. И бысть тако. 16 И сотвори Бог два светила великая: светило великое в начала дне, и светило меншее в начала нощи, и звезды: 17 и положи я Бог на тверди небесней, яко светити на землю, 18 и владети днем и нощию, и разлучати между светом и между тмою. И виде Бог, яко добро. 19 И бысть вечер, и бысть утро, день четвертый. 20 И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли, по тверди небесней. И бысть тако. 21 И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их, и всяку птицу пернату по роду. И виде Бог, яко добра. 22 И благослови я Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните воды, яже в морях, и птицы да умножатся на земли. 23 И бысть вечер, и бысть утро, день пятый. 24 И рече Бог: да изведет земля душу живу по роду, четвероногая и гады, и звери земли по роду. И бысть тако. 25 И сотвори Бог звери земли по роду, и скоты по роду их, и вся гады земли по роду их. И виде Бог, яко добра. 26 И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, (и зверми) и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли. 27 И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их. 28 И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, (и зверми) и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли. 29 И рече Бог: се, дах вам всякую траву семенную сеющую семя, еже есть верху земли всея: и всякое древо, еже имать в себе плод семене семеннаго, вам будет в снедь: 30 и всем зверем земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду пресмыкающемуся по земли, иже имать в себе душу живота, и всяку траву зелену в снедь. И бысть тако. 31 И виде Бог вся, елика сотвори: и се добра зело. И бысть вечер, и бысть утро, день шестый.
***
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |
dionisiy1500 | Дата: Суббота, 01.06.2013, 09:21 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2291
Статус: Offline
| «6 Помыслих дни первыя, и лета вечная помянух, и поучахся» Пс.76.6.
Потому решил разумно перечитать Писание, чтобы поучиться в его смыслах. В его свете (дни) и в устроении вечной жизни (лета вечная).
1 В начале сотвори Бог небо и землю.
«Не может Сын ничего творити, если не видит Отца творяща»
Если мы «сыны Божии», то можем (должны) творить тоже, что и Он. Конечно в пределах той власти, которую Бог нам дал.
Например, Бог украсил вселенную законами (небом), а мы можем украсить свою душу божественными заповедями. Бог сотворил великолепие земли, а мы можем добродетельно жить.
***
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |
dionisiy1500 | Дата: Воскресенье, 02.06.2013, 09:06 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2291
Статус: Offline
| "2 Земля же бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды"
Так бывает и с нами, когда мы не внимаем своей жизни (разумно не рассматриваем ее), и действуем в ней, как случится.
Причина в том, что наша воля ничем не ограничена (бездна), и мы не имеем образов позитивных действий (свет).
***
Несмотря на наше неразумие и беспечность Бог промышляет о нас, чтобы мы стали и разумными и добродетельными.
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |
dionisiy1500 | Дата: Воскресенье, 02.06.2013, 11:37 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2291
Статус: Offline
| Свет
3 И рече Бог: да будет свет. И бысть свет. 4 И виде Бог свет, яко добро, и разлучи Бог между светом и между тмою. 5 И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь. И бысть вечер, и бысть утро, день един.
***
Бог не выбирал, но мы должны выбирать из множества «светов»
***
«Бе свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущего в мир» Иоан.1.9.
Когда будем выбирать, разумно выбрать истинный свет и уклониться от ложных светов.
***
Свет хорош (добр), чтобы возрастать в нем. Возрастать в причастии истинному свету.
***
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |
dionisiy1500 | Дата: Воскресенье, 02.06.2013, 12:35 | Сообщение # 5 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2291
Статус: Offline
| Ум всегда прежде дела.
Бог, сначала в мысли разлучил свет и тму, затем дал им особые имена (день и нощь), а потом явил смыслы этих имен в подлежащем чувствам.
В человеке порядок обратный. От чувственных вещей к их Творцу. «И бысть вечер, и бысть утро, день един»
***
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |
dionisiy1500 | Дата: Вторник, 04.06.2013, 07:26 | Сообщение # 6 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2291
Статус: Offline
| Быт.1.11-12. Плод жизни
11 И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем, по роду на земли. И бысть тако. 12 И изнесе земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем, по роду на земли. И виде Бог, яко добро.
***
Былие сеет семя, а древо творит плод.
Думаю, и былие и древо есть образ делания. Но если былие есть делание ради делания, то древо есть делание ради плода.
Если смысл жизни в том, чтобы жить, то это былие, а если в том, чтобы жить в Небесном Царстве, то это древо. Плодом здесь является Небесное Царство.
***
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |
Erebus | Дата: Четверг, 21.08.2014, 12:37 | Сообщение # 7 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Статус: Offline
| Если кто станет внимательно читать Писания, то найдет в них речь о Христе и предизображение нового призывания. Ибо (Писания) суть сокровище, скрытое на селе, т. е. в мире, – ибо «село есть мир» (Мф. 13: 38), – а сокровище, скрытое в писаниях, есть Христос, Который изображался посредством образов и притчей, потому что то, что относится к Его человечеству, невозможно было понять прежде исполнения пророчеств, т. е. пришествия Христа. (Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания. IV. 26. 1)
«Испытайте писаний», – взывал к народу Иудейскому Христос (Ин. 5: 39), весьма ясно говоря, что не иначе может достигнуть вечной жизни кто бы то ни было, как только если он, как бы некое сокровище, раскапывая письма закона, будет отыскивать сокровенный в нем бисер, то есть Христа, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения», – по слову блаженного Павла (Кол. 2:3). О столь почтенной и досточудной премудрости и разуме сказал в одном месте и Соломон: «если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» (Притч. 2: 4–5). И с сим ничто не может сравниться для тех, которые восхваляют непорочную жизнь, решились совершать одно только лучшее из всего и превосходнейшее, и наполняют свой ум светом Божественным: потому что должно непрестанно услаждаться тем, что говорится о Боге и как бы неким светильником поставлять для себя Священное Писание, согласно с святым Псалмопевцем, взывающим и говорящим: «Слово Твое – светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118: 105). (Кирилл Александрийский. Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея).
Сообщение отредактировал Erebus - Четверг, 21.08.2014, 12:39 |
|
| |
Erebus | Дата: Суббота, 23.08.2014, 12:25 | Сообщение # 8 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Статус: Offline
| Итак все Одной и Той же Сущности, т. е. от Одного и Того же Бога, как и Господь говорит ученикам: «поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит от сокровищницы своей новое и старое» (Мф.13:52). Он не учил, что один выносящий старое, а другой – новое, но что это один и тот же. Ибо Господь есть хозяин, управляющий всем домом Отца: Он рабам и еще не обученным дает соответственный закон, а свободным и оправданным верою дает сообразные заповеди и сынам открывает Свое наследство. А книжниками и учителями Царства Небесного Он назвал Своих учеников, о которых и в другом месте говорит иудеям: «вот Я посылаю к вам мудрых и книжников и учителей, и вы иных из них убьете, а иных будете гнать из города в город» (Мф. 23: 34). Под старым же и новым, выносимым из сокровищницы, Он без сомнения разумеет два завета: ветхий – это прежде бывшее законодательство, а новый представляет образ жизни по Евангелию, о котором Давид говорит: «воспойте Господу песнь новую» (Пс. 95: 1); и Исаия: «воспойте Господу песнь новую. Господство Его и имя Его прославляются от концов земли; Его силы на островах возвещают» (Ис. 62: 10–12). И Иеремия говорит: «вот устрою завет Новый, не такой, как Я устроил с отцами вашими», на горе Хорив (Иер. 31: 31). Но тот и другой завет произвел один и тот же домохозяин – Слово Божие, Господь наш Иисус Христос, Который говорил с Авраамом и Моисеем, а в последние времена возвратил нам свободу и умножил происходящую от Него благодать…Так как пророки знали Новый Завет и возвещали его, то и Он, Который имел устроить его согласно с волею Отца, был возвещаем и открываем людям, как было угодно Богу, дабы они, веруя в Него, всегда могли преуспевать и посредством (последовательных) Заветов постепенно достигать совершенного спасения. (Ириней Лионский. Обличение и опровержение лжеименного знания. IV. 9. 1, 3).
Два завета – это сестры, рожденные от одного отца, потому они и говорят согласно, потому у них почти один и тот же вид и полное сходство. Подобно тому как между сестрами, рожденными от одного отца, существуют черты сходства, так и два завета, как рожденные от одного Отца, имеют большое между собой сходство. Так в ветхом завете предшествует закон, а за ним следуют пророки; и в новом благодатном завете предшествует Евангелие, а за ним следуют апостолы. Там двенадцать пророков, и кроме двенадцати – четыре. Двенадцать – это Осия и другие; четыре – Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил. В новом завете двенадцать апостолов и четыре евангелиста. Равным образом, божественное призвание там началось с братьев, потому что Бог избрал в первые проповедники Моисея и Аарона; и в Евангелии Господь прежде всего призывает Петра и Андрея; только там благодать простая, а здесь двойная: там были призваны братья Моисей и Аарон, а здесь дважды по два брата – Петр и Андрей, Иаков и Иоанн. Так как Спаситель хотел внушить нам любовь по Духу Святому, и сделать нас братьями по духу и расположению воли, то Он взял за основание природу и, присовокупив еще близость природы, на ней созидает основание церкви. Первое чудо в ветхом завете – река, превращенная в кровь; первое чудо в новом – вода, превращенная в вино. (Севериан Габальский. О творении мира. 1).
|
|
| |
Erebus | Дата: Суббота, 23.08.2014, 18:37 | Сообщение # 9 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Статус: Offline
| В начале Бог, создавший человека, Сам беседовал с людьми, сколько люди могли слышать Его. Так Он приходил к Адаму; так обличал Каина; так беседовал с Ноем; так посещал Авраама. Когда же весь род человеческий впал в великое нечестие, и тогда совершенно не отвратился Создатель от всего рода человеческого; но так как люди сделались недостойными беседы с Ним, то желая возобновить общение с ними, посылает к людям, как будто к находящимся вдали, писание, чтобы привлечь к себе весь род человеческий. Это писание послал Бог, а принес Моисей. О чем же говорит писание? «В начале сотвори Бог небо и землю». Усматривай, возлюбленный, и в этом особенное превосходство этого чудного пророка. Все другие пророки говорили или о том, что имело быть спустя долгое время, или о том, чему надлежало случиться тогда же, а он, блаженный, живший спустя уже много поколений (после сотворения мира), удостоился, водительством вышней Десницы, изречь то, что сотворено Господом всего еще до его рождения. Поэтому-то он и начал говорить так: «в начале сотвори Бог небо и землю», как бы взывая ко всем нам громким голосом: не по научению людей говорю это; Кто призвал эти (небо и землю) из небытия в бытие, Тот подвиг и мой язык к повествованию об них. (Иоанн Златоуст. Беседы на Книгу Бытия. II).
Итак, составивший сие повествование есть Моисей – тот Моисей, о котором засвидетельствовано, что «бе угоден Богови» (Деян. 7: 20), будучи еще грудным младенцем, которого усыновила дочь Фараонова, и воспитала по-царски, приставив к нему для обучения мудрых Египетских наставников. Который, возненавидев гордость преобладания и обратившись к униженному состоянию единоплеменников, «паче [же] изволи страдати с людьми Божиими, нежели имети временную греха сладость» (Евр. 11: 25); который, получив от самой природы любовь к правде, еще прежде, нежели вверено ему начальствование над народом, по естественному отвращению от зла, оказывается даже до смерти готовым преследовать злых; который, будучи изгнан облагодетельствованными, и с радостью оставив Египетские мятежи, удалившись же в Эфиопию, там, на совершенной свободе от других занятий, в продолжение целых сорока лет, упражнялся в умозрении о существующем; который, будучи уже семидесяти лет, видел Бога, как можно видеть человеку, лучше же сказать, как не видал ни один человек, по собственному Божию свидетельству: «аще будет в вас пророк Господень, в видении ему познаюся, и во сне возглаголю ему. Не тако якоже раб Мой Моисей, во всем дому Моем верен есть: усты ко устом возглаголю ему яве, и не гаданием» (Чис. 12: 6 – 8). Сей-то, наравне с Ангелами удостоившийся лицезрения Божия, повествует нам нечто из того, что слышал он от Бога. Послушаем же вещаний истины, которые изречены «не в препретельных человеческия премудрости, ...но в наученых Духа» (1 Кор. 2: 4, 13), и имеют целью не похвалу слушающих, но спасение поучаемых. (Василий Великий. Беседы на Шестоднев. 1).
Сообщение отредактировал Erebus - Суббота, 23.08.2014, 18:38 |
|
| |
Erebus | Дата: Суббота, 23.08.2014, 23:55 | Сообщение # 10 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Статус: Offline
| Всего яснее написана книга Бытия, в которой говорится о природе мира, происхождении человеческого рода, о разделении земли, о смешении языков и переселении еврейского племени в Египет. (Иероним Стридонский. К Павлину. Об изучении Священного Писания).
Моисею поводом к написанию книги Бытие служило следующее. В умы людей первобытных Творцом вложено было ясное о Нем ведение; твари до столпотворения были почитаемы тварями, но даже и после столпотворения проповедание истинного учения не прекращалось у сынов Симовых вплоть до Моисея. Впрочем, потомки Авраамовы со времени переселения в Египет начали, подобно целому миру, терять ведение о Боге, удалялись от добрых законов, запечатленных в природе; сотворенное из ничего стали почитать вечным; тварей, недавно получивших бытие, именовать Богом. Потому-то Бог восхотел через Моисея научить истине заблуждающихся современников его, чтобы на все века не распростерлось зло, перешедшее к ним по преданию. Бог посылает Моисея в Египет, чтобы там же, где возникло заблуждение, изнемогло оно при свете истинного ведения. А чтобы не сомневались в истине того, что будет писать Моисей, Бог рукой его совершил знамения и чудеса. Для того и озарил, и помазал, и просветил его, чтобы свет лица его свидетельствовал о Духе, вещавшем устами его. И Моисей, после чудес, совершенных им в Египте, после завета, заключенного в пустыне, пишет о сотворенных естествах, что они приведены в бытие из ничего, давая тем разуметь, что ложно именуют их богами; Моисей пишет о тварях, что созданы они из ничего, что их по заблуждению чествуют как богов; пишет о Боге, что Он – Един, что предстоят Ему тысячи и тьмы, пишет о тайнах Сына, предсказанных при самом творении мира, представляет человекам те прообразования Сына, какие предначертаны были древними праведниками, те прознаменования, какие указаны чудесами, совершенными жезлом Моисеевым, пишет истинные законы, от которых уклонились люди, а к тому присовокупляет и относящееся к родословию народа Еврейского. (Ефрем Сирин. Толкование на Книгу Бытия).
Иосиф Флавий и Филон утверждают, что книга Бытия написана Моисеем в земле Мадиамской, когда евреи страдали в Египте. Христианские писатели охотнее полагают сие после открытия имени Божия в Хориве (Исх. III. 14) и после законоположения в пустыне, ибо и то и другое в книге Бытия принято как известное (Быт. II. 4. VII. 2). Нельзя почитать книгу Бытия ни летописью всемирною, ибо ее сказания до времен Авраама кратки и касаются некоторых народов преимущественно; ниже полною летописью еврейскою, ибо в ней опущены некоторые происшествия, упоминаемые последующими Пророками. Предмет книги составляют: происхождение мира, человеческого рода, веры, еврейского народа; судьба древних племен и история Церкви патриархальной. Сие повествование объемлет по обширнейшему летосчислению греческому 3799, а по кратчайшему еврейскому 2369 лет. Сокращение книги Бытия и ее дух изображены в Послании к Евреям (XI. 1–22). Из соображения содержания сей книги с обстоятельствами ее происхождения открывается ее цель: 1) Всеобщая — показать Бога Творца и Промыслителя вопреки заблуждениям языческим и возвысить понятие о законе естественном, униженное обычаями. 2) Особенная и существенная — изложить для сохранения, утверждения и распространения учение о Мессии в обетованиях о Нем (III. 15, 18) в его родословии, в пророчествах (IX. 26. 27. XLIX. 10), в преобразованиях исторических (XXII) и обрядовых (XVII. 10–14). 3) Частная и случайная — утешить благодатными обетованиями бедствующих евреев и показать от первых дней мира положенные основания законов, данных чрез Моисея (Быт. I. 14. II 3. IV. 3. 4. VII. 2. 3). (Митрополит Филарет (Дроздов). Толкование на Книгу Бытия).
|
|
| |
Erebus | Дата: Вторник, 26.08.2014, 12:24 | Сообщение # 11 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Статус: Offline
| В начале сотворил Бог небо и землю. (Быт. 1: 1).
В начале
И прежде всего пророки согласно научили нас, что Бог все сотворил из ничего. Ибо ничто не совечно Богу, но будучи Сам Себе местом (потому что нет никакого пространства, которое было бы больше Его и вмещало бы в себе Его), ни в чем не нуждаясь и существуя прежде веков, Он восхотел создать человека, дабы им познаваем был, и для него-то предуготовил мир. Тот, кто сотворен, имеет нужду в том или другом, а Безначальный ни в чем не нуждается. Итак, Бог, имея Свое Слово в собственных недрах, родил Его, проявив Его вместе с Своею Премудростью прежде всего. Слово сие Он имел исполнителем Своих творений и чрез Него все сотворил. Оно называется началом, потому что начальствует и владычествует над всем, что чрез Него создано. Оно будучи духом Божиим, началом, премудростью и силою Вышнего, сходило на пророков и чрез них глаголало о творении мира и о всем прочем. Ибо не было пророков при создании мира, но Премудрость Бога, сущая в Нем, и святое Слово Его, всегда соприсущее Ему. Посему Оно чрез пророка Соломона так говорит: "когда готовил Он небо, была Я с Ним, и когда творил крепкие основания земли, была при Нем устрояя" (Притч. 8, 27 - 29). Моисей, живший за много лет до Соломона, или лучше - Слово Божие чрез него, как чрез орудие, говорит: "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1,1). Сперва он упомянул о начале и сотворении, а потом наименовал Бога; ибо не следует напрасно и попусту употреблять имя Божие. Ибо Премудрость Божия предвидела, что некоторые будут пустословить и введут множество богов несуществующих. Посему, чтоб истинный Бог был разумеем из дел Его, и видно было, что Бог Словом Своим сотворил небо и землю и то, что в них, сказано: "В начале сотворил Бог небо и землю". (Феофил Антиохийский. Послание к Автолику).
Здесь не идет речь о каком-то временном начале; но говорится, что небо и земля и все сотворенное создано «в Начале», то есть в Спасителе. (Ориген. Гомилии на Книгу Бытия. 1.1)
…данное выражение может быть принято как относящееся ко Христу скорее по смыслу, нежели в соответствии с буквальным переводом. Дважды дается удостоверение, что Христос – Творец неба и земли: как в самом начале Книги Бытия, которая является главой всех книг, так и в начале Евангелия от Иоанна. Поэтому и в Псалтири (Пс. 39, 8) Он говорит о Самом Себе: «Во главе книги написано обо Мне», то есть в начале Книги Бытия, и в Евангелии: «Все чрез Него возникло, и без Него ничто не возникло» (Ин. 1, 3). (Иероним Стридонский. Еврейские вопросы на Книгу Бытия).
В историческом, далее, смысле возможен вопрос, что значит в начале, т. е. в начале ли времени, или в Начале — в самой Премудрости Божией, потому что и Сам Сын Божий назвал Себя началом, когда ему было сказано: Ты кто ecu? и рече им: Начаток, яко и глаголю вам (Ин. 8: 25). Ибо есть Начало безначальное и Начало от другого Начала. Начало безначальное — один только Отец, почему мы и веруем, что все [произошло] от одного начала. Сын же есть начало в том смысле, что Он от Отца. (Августин Иппонский. О Книге Бытия буквально. Книга неоконченная. 3).
|
|
| |
Erebus | Дата: Вторник, 26.08.2014, 15:23 | Сообщение # 12 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Статус: Offline
| Было нечто, как вероятно, и прежде сего мира, но сие, хотя и постижимо для нашего разумения, однако же не введено в повествование, как несоответствующее силам новообучаемых и младенцев разумом. Еще ранее бытия мира, было некоторое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно продолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания – мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей, превосходящих наше разумение, так что нельзя изобрести для них и наименования. Они-то наполняют собою сущность невидимого мира, как научает нас Павел, говоря: «яко Тем создана быша всяческая, аще видимая, аще невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти» (Кол. 1:16), и ангельские воинства, и архангельские чиноначалия. (Василий Великий. Беседы на Шестоднев. 1).
Предвозвещением же догматов о скончании и изменении мира служит и то, что предано нам ныне кратко в самых начатках богодухновенного учения «в начале сотвори Бог». Начавшееся со временем по всей необходимости и окончится во времени. Если имеет начало временное, то не сомневайся о конце. (Василий Великий. Беседы на Шестоднев. 1).
Сообщение отредактировал Erebus - Вторник, 26.08.2014, 18:06 |
|
| |
dionisiy1500 | Дата: Вторник, 26.08.2014, 16:10 | Сообщение # 13 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2291
Статус: Offline
| Цитата Erebus ( ) Было нечто
Не имею ничего против того, что Вы будете участвовать в обсуждении.
Но было бы хорошо всегда иметь в виду пользу аскетических упражнений.
Если Вы говорите "В начале было слово", то следует объяснять эти слова в том смысле, что в основание подвига положено Божественное Слово и тд То есть, божественные слова рассматриваются, как указания для подвижников.
Именно потому сайт называется "Художество добродетели"
***
Из Ваших ответов у меня сложилось мнение о том, что Вы хотите вернуть меня из заблуждения.
На самом деле я нисколько не противоречу мнению отцов, но рассматриваю божественные слова с другой точки зрения. Точки зрения аскетического подвига.
***
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |
Erebus | Дата: Вторник, 26.08.2014, 16:52 | Сообщение # 14 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Статус: Offline
| Цитата dionisiy1500 ( ) " Не имею ничего против того, что Вы будете участвовать в обсуждении. "
Благодарю.
Цитата dionisiy1500 ( ) " Из Ваших ответов у меня сложилось мнение о том, что Вы хотите вернуть меня из заблуждения. "
Вовсе нет. У меня не было намерения противопоставить толкования Отцов Церкви Вашим словам. Прошу простить, если сложилось такое впечатление.
|
|
| |
Erebus | Дата: Четверг, 28.08.2014, 14:14 | Сообщение # 15 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Статус: Offline
| "сотворил"
Какой прекрасный порядок! Сперва упомянул о «начале», чтобы иные не почли мир безначальным, а потом присовокупил: «сотвори» – в показание, что сотворенное есть самая малая часть Зиждителева могущества. Как горшечник, с одинаковым искусством сделавший тысячи сосудов, не истощил тем ни искусства, ни силы, так и Создатель этой вселенной, имея творческую силу, не для одного только мира достаточную, но в бесконечное число крат превосходнейшую, все величие видимого привел в бытие одним мановением воли. (Василий Великий. Беседы на Шестоднев. 1).
|
|
| |
Erebus | Дата: Суббота, 30.08.2014, 12:47 | Сообщение # 16 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Статус: Offline
| Почему писатель повествованию о создании вселенной не предпоставил Богословия?
Божественному Писанию обычно соразмерять уроки с силами обучаемых, и совершенным предлагать совершенное, а несовершенным – первоначальное и сообразное с мерою их сил. Поскольку египтяне обоготворяли видимую тварь, и израильтяне, прожив с ними долгое время, стали причастны сего же нечестия; то писатель, по необходимости, предлагает им учение о твари, и ясно учит, что тварь имеет начало бытия, и что Творец ее есть Бог всяческих. Но не преминул научить и Богословию. Ибо сказать, что приведены в бытие небо, земля и другие части твари, и показать, что Создатель сего есть Бог всяческих, значило изложить достаточное для того времени Богословие. Писатель открыл начало тварей, но не мог найти начала Творцу. А таким образом, признав Бога вечным, наименовал Его Творцом вселенной, и Творцом благим, весьма премудро с естествословием сочетал и Богословие. О вечности же Божией обучаемые сему знали еще прежде. Ибо божественному Моисею, когда послан он Богом всяческих в Египет, повелено было сказать единоплеменникам: «Сый посла мя к вам» (Исх. 3:14). А словом: «Сый» выражается вечность. Любознательным же известно, что сказано сие прежде написанного в книге Бытия; ибо учение сие преподал Моисей жившим еще в Египте, книгу же написал в пустыне.
(Феодорит Кирский. Толкование на книгу Бытия).
|
|
| |
Erebus | Дата: Суббота, 30.08.2014, 14:13 | Сообщение # 17 |
Сержант
Группа: Пользователи
Сообщений: 20
Статус: Offline
| Причина творения есть Бог. В сем месте еврейского текста слово אלהים Элогим, собственно Боги, выражает некую множественность, между тем как речение ב ר א сотворил показывает единство Творца. Чтобы изъяснить сей необыкновенный состав слов, некоторые доразумевают пред словом אלהים слово אלה, но сия догадка опровергается тем, что сии слова и в совокупности употребляются во множественном числе: א ל הי כ ם הו א א ל הוכי י הו ה א ל הי ם ибо Иегова Боги ваши есть Боги Богов (Втор. X. 17). Другие производят сей образ выражения от язычников, но сие мнение основывается на недоказанном предположении, будто язык еврейский не есть первоначальный язык патриархов, а заимствованный ими от язычников. Иные принимают сие за выражение благоговения или относят просто к свойству языка еврейского, но в обоих сих случаях можно снова сделать вопрос: откуда происходит сей род почтительного выражения или сие особенное свойство языка? Итак, догадка о указании сим образом выражения на таинство Св. Троицы заслуживает уважения. Да и почему бы Моисею в изображении столь величественного действия, как сотворение мира, предпочесть другим употребляемым евреями наименованиям божества слово אלהים, которое означать может богов, ангелов и вельмож, если бы он не находил в сем слове того преимущества, что под покровом его мог прозорливым показать высочайшую тайну Божества, не ослепляя светом ее зараженных многобожием времен и народов? (Митрополит Филарет (Дроздов). Толкование на Книгу Бытия).
|
|
| |