dionisiy1500 | Дата: Четверг, 21.12.2023, 06:36 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2196
Статус: Offline
| пс.118.1-8.
Размышления после чтения: https://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvornik/izbrannye-psalmy/4
**
пс118:1 Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни.
*
Благо есть Бог, как цель.
Блаженны те, кто приближаются к Нему.
Путь блаженных есть путь приближения к Богу.
Делами, разумениями, расположениями. Всегда, ныне (то есть, во всякое время) и присно (то есть, во всякой сущности), и во веки веков (и в том, что больше сущности).
Приближаться к Богу следует праведно (непорочно), то есть, выполняя все указания Закона.
**
пс118:2 Блажени испытающии свидения его, всем сердцем взыщут его.
*
Свидения есть свидетельства.
Свидения обнимают все словеса Божии, все Божественное откровение. Все разумное. Все сказанное и все сделанное.
Испытывают свидения определяя их смыслы (умно) и действуя согласно их (смыслов).
*
Сердце определяет отношение человека.
Человек что-то (или кого-то) или любит или не любит.
*
Состоит сердце из множества сердечных навыков.
Навык есть некоторое устроение души, которое определяет направленность отношения.
Не только направленность, но и соответствующее течение духа, который напаяет дела и обстоятельства.
*
Упражнение в смыслах божественных слов направляет человека к Богу всеми сердечными навыками (всем сердцем взыщут его).
**
пс118:3 Не делающии бо беззакония в путех его ходиша.
*
Душа человека как-то устроена.
Устроение является действиями: делами, разумениями, расположениями.
Как говорит Господь: «Из сердца исходят помышления злая»
Явление грехов показывает, что наша душа в чем-то устроена беззаконно.
*
Устроение души не окончательно.
Есть два пути.
Можно или остаться в делании греха или или избавиться от него покаянием и исповеданием.
В первом случае, беззаконие в нас возрастает и утверждается, а во втором, уменьшается.
О человеке, который живет в покаянии и исповедании можно сказать, что он «не делает беззакония»
Пути Господни всегда ведут к святости или безгрешности, именно ими идут живущие покаянием и исповеданием.
**
пс118:4 Ты заповедал еси заповеди твоя сохранити зело:
*
Заповеди определяют границы праведности.
Следует не только знать и помнить их, но и ревностно соблюдать (сохранити зело).
Соблюдение заповедей существенно необходимо.
**
пс118:5 дабы исправилися путие мои, сохранити оправдания твоя.
*
Думаю, путями здесь названы моменты христианской жизни: молитва, пост, бдение, ...
Оправдания же есть вся совокупность доброго и праведного.
Все должно делать прилично и по чину.
**
пс118:6 Тогда не постыжуся, внегда призрети ми на вся заповеди твоя.
*
Попечение (призрети) о соблюдении заповедей доставляет нам покой пребывания (не постыжуся).
**
пс118:7 Исповемся тебе в правости сердца, внегда научитимися судбам правды твоея.
*
«Правда» есть добродетель (божественное подобие).
«Судьбы правды» есть правила ее приобретения и хранения.
Наши души устроены право (в правости сердца) тогда, когда мы всегда пребываем в упражнении в добродетели.
Такое пребывание угодно Богу (праведно).
**
пс118:8 Оправдания твоя сохраню: не остави мене до зела.
*
Оправдания здесь, думаю, есть вся совокупность божественных совершенств.
Хорошо приобретать и сохранять их.
Человек не может делать это без Бога.
Просим Бога не оставлять нас своим попечением.
**
Кратко:
спасение есть поучение в Божественном Законе,
в переживании образов Писания,
в исправлении души покаянием и исповеданием,
в ревностном соблюдении заповедей,
в приличном устроении жизни,
в покое праведного попечения,
в праведности упражнения в добродетели,
в уповании на божественную помощь.
**
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |