мк1:1 Зачало Евангелиа Иисуса Христа, Сына Божия, мк1:2 якоже есть писано во пророцех: се, аз посылаю ангела моего пред лицем твоим, иже уготовит путь твой пред тобою. мк1:3 Глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези его. мк1:4 Бысть иоанн крестяй в пустыни и проповедая крещение покаяния во отпущение грехов. мк1:5 И исхождаше к нему вся иудейская страна и Иерусалимляне: и крещахуся вси во иордане реце от него, исповедающе грехи своя. мк1:6 Бе же иоанн оболчен власы велблужди, и пояс усмен о чреслех его, и ядый акриды и мед дивий. мк1:7 И проповедаше, глаголя: грядет креплий мене вслед мене, емуже несмь достоин преклонься разрешити ремень сапог его: мк1:8 аз убо крестих вы водою: той же крестит вы Духом святым.
*
Иоанн (божия благодать)
Иордан (нисхождение)
*
Голос божественной благодати (иоанн) бывает не во всяком человеке, но в том, который видит себя пустым божественных дел и праведности (в пустыне).
Только в таком видении себя совершается крещение покаяния.
Если человек видит себя праведником, то покаяние ему не нужно.
*
Крещение покаяния необходимо должно предшествовать участию в евангельских таинствах (стезях).
Крещением покаяния человек приготовляет себя.
Согласно со словами пророка: «Поновите поля и не сейте на тернии»
*
Крещение покаяние состоит в отвращении от греха и обращении к праведности.
Свидетельствуется крещение покаяния исповеданием.
Совершается силой божественной благодати.
*
Крещение покаяния прилично и тем, кто пребывает в делании (иудейская страна), и тем, кто пребывает в созерцании (иерусалимляне).
*
Если подвижник желает, чтобы в нем совершалось крещение покаяния, то ему следует:
1. Бесстрастно понимать божественные и человеческие действия (оболчен власы велблужди).
2. Не позволять в себе страстных движений (пояс усмен о чреслех его).
Крещение покаяния есть приготовление к будущей божественной жизни.
Оно не доставляет праведности, но показывает готовность человека к будущему изменению его духа (аз убо крестих вы водою: той же крестит вы Духом святым).
В своих основаниях человек есть дух.
Существенное изменение человека есть изменение его духа.
*
В каком отношении состоят крещение покаяния и крещение Духа.
Сапоги есть образ крепости добродетели Христа.
Крещение покаяния никаким образом не может воздействовать на божественную добродетель.
Ни прибавлять и ни убавлять (емуже несмь достоин преклонься разрешити ремень сапог его).