Странный заголовок. Разве может гнев быть праведным? Да еще красивым? Разве не написано в Ветхом Завете: «Гнев мужа правды Божией не соделовает»
Так было, но уже в псалмах написано: «Гневайтесь и не согрешайте», а Евангелие не только разрешило праведно гневаться, но и на самый гнев возложило божественную красоту.
Разрешено гневаться на брата, который препятствует нам приближаться к Богу, мешает нашему спасению. Не всяким образом, но соблюдая определенные правила:
1. Нельзя каким-то образом показать, что мы его не почитаем лучшим себя (сказать рака), возлагая таким образом всю вину гнева на себя и свою слабость. Мне кажется лучшей фраза: «Прости меня брат, но я не могу этого сделать»
2. Нельзя каким бы то ни было образом усомниться в способности его разума принимать решения угодные Богу (сказать ему уроде), потому что всякому человеку дана свобода утверждаться мнениями своего ума.
3. Если мы каким-то образом смутили его своим гневом, то это может помешать нам служить Богу, и потому следует прежде служения сделать шаги к примирению.
4. Внимательно прислушивайтесь к голосу совести, не оставляя без исправления ни одного обличения.
Кого считать братом? Того, кто творит волю Отца (Мф.13.49).
Мф.5.20 — 26.
20 глаголю бо вам, яко аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в Царствие небесное.
21 Слышасте, яко речено бысть древним: не убиеши: иже (бо) аще убиет, повинен есть суду.
22 Аз же глаголю вам, яко всяк гневаяйся на брата своего всуе повинен есть суду: иже бо аще речет брату своему: рака, повинен есть сонмищу: а иже речет: уроде, повинен есть геенне огненней.
23 Аще убо принесеши дар твой ко олтарю и ту помянеши, яко брат твой имать нечто на тя:
24 остави ту дар твой пред олтарем и шед прежде смирися с братом твоим, и тогда пришед принеси дар твой.
25 Буди увещаваяся с соперником твоим скоро, дондеже еси на пути с ним, да не предаст тебе соперник судии, и судия тя предаст слузе, и в темницу ввержен будеши:
26 аминь глаголю тебе: не изыдеши оттуду, дондеже воздаси последний кодрант.