Мне кажется, что некоторые боятся быть Марией, и это может быть вследствие незнания предмета. Тем более для меня непонятно отождествление Марфы с мирской жизнью, а Марии – с монашеством. Монахов вокруг меня полно, но они все до одного кажутся усердными Марфами (наврал, потому что с одним монахом-Марией разговаривал по телефону), а тех, кто по-моему мнению похож на Марию, во-первых – мало, а во-вторых – они почти все почему-то в миру. Почему так? Мария обязательно должна любить Бога более всего остального, а в монахи приходят обычно ради каких-то неудач в мирской жизни. Потому поступив в монахи, они продолжают делать то, что делали раньше и не успели доделать. Бог, и все с ним связанное, остается для них не более чем фоном, на котором развертывается их настоящая жизнь.
Но это не значит, что все монашеское плохо. Кто-то должен содержать монастыри и поддерживать наличие монашеской жизни. Все оправдано, если в монастыре живет хотя бы одна Мария, или Марии из мира посещают его.
Мария – редкий зверь. Их мало. За каждым из них ходит не один ангел, а целая толпа хранителей и учителей. Они любят Бога, а Бог любит их.
Может быть кто-либо из вас спросит: «А что быть Марией это предопределено от рождения или можно приобресть?» Как бы кто не родился телесно, но после Крещения все равно предопределены, а далее Царство Небесное нудится и труждающиеся восхищают его.
Всем, желающим духовной жизни, в качестве напутствия предлагаю вне зависимости от того, чем они будут заниматься, выделить 20 минут в день на внимательное личное чтение псалтыри и полагать это делание главным в своей духовной жизни, даже если они стоят на клиросе и читают ежедневно по 6-7 часов.
То, что делается по обязанности, ничего не стоит там, где идет речь о личных отношениях.