Когда мы рассматривали события жизни допотопного человечества, то выяснили, что человеку уготовано найти покой в Богопознании, в стяжании в себе Божественного Имени, и не как иначе, но пребывая «как ангелы на небеси». Как мне кажется, самые общие принципы построения Богопознания можно уразуметь из описания событий в семье Ноя.
«И начат Ное человек делатель быти земли, и насади виноград: и испи от вина, и упися, и обнажися в дому своем. И виде Хам отец Ханаань наготу отца своего, и изшед вон поведа обема братома своима. И вземше Сим и Иафет ризу, возложиша (ю) на обе раме свои, и идоша вспять зряще, и покрыша наготу отца своего: и лице их вспять зря, и наготы отца своего не видеша. Истрезвися же Ное от вина, и разуме елика сотвори ему сын его юнейший, и рече: проклят буди Ханаан отрок: раб будет братиям своим. И рече: благословен Господь Бог Симов: и будет Ханаан отрок раб ему: да распространит Бог Иафета, и да вселится в селениих Симовых, и да будет Ханаан раб ему.»
Постараемся увидеть в последовательности библейских событий сокрытые Божественные судьбы.
«И начат Ное человек делатель быти земли,
Как мне кажется, Ной здесь является образом Бога, который сотворил красоту видимого мира, все приходящее в явление.
и насади виноград:
Венец творения, живую душу — человека.
и испи от вина, и упися,
«Вино веселит сердце человека». Возрадовался Бог о своем творении и весь преисполнился радостью. Как опъяневший преисполнен вином и не сознает себя, так и Бог стал безответен (упразднился от дел).
и обнажися в дому своем.
Всего себя, все свои блага открыв разумной силе души человека.
И виде Хам отец Ханаань наготу отца своего, и изшед вон поведа обема братома своима.
Хам есть образ неразумной разумной силы. «И человек в чести сый, приложися скотом несмысленным, и уподобися им.» Он — человек, сотворен разумным, но не пользуется своей разумной силой.
Имя его означает «темный, загорелый, смуглый». Лучи солнца сожигают его кожу, но он не может догадаться покрыть себя какой-либо одеждой, чтобы защитится от палящих лучей.
Он отец Ханаана — уничижения, покорности и подвластности, что случается со всеми, кто отказывается от разумности.
Он — «Хам», не знает, что прилично, а что неприлично.
Все что он может — это видеть бывающее, и если случится неприличное, то пересказывает это другим. В отношении Бога он всегда погрешает, потому что «От Сиона благолепие красоты Его», а «Хам» никогда не бывает в состоянии «Сион».
И вземше Сим и Иафет ризу, возложиша (ю) на обе раме свои,
Сим означает «имя», а Иафет — «да распространит». Совместно, вкупе действуют в познании Бога оба разумных ока: Премудрости и Силы, разумного видения и созерцания, покрывая и левое, и правое, кажущееся добрым и кажущееся злым (обе раме) приличными и достойными Бога словесами (риза).
и идоша вспять зряще,
Не стремясь неразумно видеть Бога лицем к лицу, но благоразумно приближаясь к Нему: внимая себе и исповедуясь пред Ним, в исполнении заповедей.
и покрыша наготу отца своего:
Неблагопристойность чувственных образов — великолепием и добротой сокрытых в них благ.
и лице их вспять зря, и наготы отца своего не видеша.
Ни в чем не согрешили пред Богом. «Не дали Ему безумия».
Истрезвися же Ное от вина, и разуме елика сотвори ему сын его юнейший,
и рече: проклят буди Ханаан отрок: раб будет братиям своим. И рече: благословен Господь Бог Симов: и будет Ханаан отрок раб ему: да распространит Бог Иафета, и да вселится в селениих Симовых, и да будет Ханаан раб ему.»
В этой части священного текста — кажущаяся несправедливость. Согрешил Хам, а наказан его сын Ханаан. Но это есть следствие, как мне кажется, разных в разных языках смыслов слова «проклятие». «Клятва=Анафема» означает «предать на ...», то есть определить для данной вещи особое место или должность.
Потому полагаю приличным для данного текста следующий положительный смысл: «Благословен Бог, Имя которого познают и предложат всем умные, дотошные и ученые люди, коих Бог исполнит разумом и Премудростью, да умножит и распространит Бог людей, которые смиренно и терпеливо смогут пребывать в том, что первые им скажут, но и тем, и другим будет полезно пребывать в уничижении, покорности и подвластности.