Продолжаем говорить о жертвах и жертвоприношении и, если в жертве Авеля угодным Богу было «послушание», то в жертвоприношении Ноя главным качеством является «чистота» Следует учесть, что добрые начала человеческого естества (Авель) оказались неспособны противиться повреждению естества в грехопадении (Каин) и погибли. Тогда Бог, промышляющий о человеческом роде, вложил в него другое семя добра — Сифа, имя которого означает «воскреси бо ми Бог семя другое, вместо Авеля, егоже уби Каин», и в котором потом воссиял Господь Иисус Христос. Ной же есть некоторый положительный результат «воскресения» в допотопном человечестве.
О жертвоприношении Ноя
Быт.8.20.
«И созда Ное жертвенник Господеви: и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых и вознесе во всесожжение на жертвенник. И обоня Господь воню благоухания. И рече Господь Бог размыслив: не приложу ктому прокляти землю за дела человеческая, зане прилежит помышление человеку на злая от юности его: не приложу убо ктому поразити всякую плоть живущую, якоже сотворих: во вся дни земли сеятва и жатва, зима и зной, лето и весна, день и нощь не престанут.»
В описании жертвоприношения мы видим несколько вещей, смысл которых следует определить: жертвенник, чистота, всесожжение, скоты, птицы.
Поговорим о «чистоте». Из текста видно, что свойство чистоты прилагается к скотам и к птицам, и что только от чистого достойно приносить жертву Богу.
Как мне кажется, по повелению Божию земля извела живые души, которые по образу жизни разделяются на четвероногия и гады.
Четвероногия — это те, которые ходят по земле (то есть по разумно видимому) четырьмя добродетелями (мудростью, правдой, мужеством и целомудрием), они в отличие от гадов не имеющих добродетелей и пресмыкающихся по земле, возвышаются от земли к небу, от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Богу.
В Новом Завете дан ещё более высокий бытия живой души — быть человеком и ходить на двух ногах, на любви к Богу и к ближнему.
В Библии четвероногие животные разделяются на зверей полевых и домашних. Домашние животные называются еще скотом: крупным (быки и коровы) и мелким (козы и овцы).
Чистота определяется двумя признаками: наличием раздвоенных копыт и пережевыванием жвачки.
Как мне кажется, раздвоенные копыта являются образом того, что добродетели построены равно на разуме двух заветов Ветхого и Нового и/или на Писании и Предании.
«Нераздвоенные» копыта означают неприятие полноты разума Божественного Откровения, что свойственно неправославным.
Пережевывание жвачки, как мне кажется, есть образ души всегда разумно помнящей о Боге и/или о Божественных вещах. Сравните с Божественным повелением: «Упразднитесь, и разумейте, яко Аз есмь Бог».
Еще один сложный для понимания, но важный образ можно построить из того факта, что чистых животных и птиц в ковчеге было по семь пар, а нечистых — по две. Как мне кажется, только жертва чистоты позволяет выстроить душу в полноте (совершенстве) творения (Быт.1), чтобы Бог мог вселиться в нас.
Ранее мы уже говорили о птицах и предположили, что они есть образы способности разумно видеть вещи извне, телесно.
К нечистым Писание относит всех хищных птиц: воронов,орлов, коршунов, ястребов, аистов и др.
К чистым птицам, имена их конкретно не перечисляются, относятся все выше не упомянутые.
В книге Левит в жертву разрешено от птиц приносить голубя и горлицу, что полагаю означает разумное видение во Святом Духе, а в Евангелии такое око называется «простым» в отличие от «лукавого».
Суммируя вышесказанное, получим, что для возрастания в чистоте следует:
1. Вести добродетельную жизнь души, выстроенную по судьбам Божественного Откровения.
2. Сохранять непрестанную память о Боге.
3. Очищать разумное око души от лукавства.