Быт.1.6-8. «И рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды. И бысть тако»
Пришла пора поговорить о «воде». Как мне кажется, существуют две точки зрения на вещи.
Одна из них та, когда мы считаем, что человек и вещи вокруг него обладают собственным бытием. Смотрим на вещи снаружи, извне, как сторонние наблюдатели. Так мы привыкли смотреть в мире, в котором живем. С этой точки зрения вещи различимы и разделимы, телесны, явлены чувствам человека. Сами вещи предлежащие чувствам человека не существуют в собственном смысле слова, но есть отношения между действительно существующими вещами. Такая точка зрения определяет мир, в котором мы живем, как явление Божественной Премудрости.
Существует другая точка зрения, в которой вещи есть бесконечные сходящиеся последовательности причин (сил), породивших их. Все цело, едино, непрерывно. Так устроен внутренний духовный мир нашей души. Такой образ бытия вещей показан Богом в образе воды. В этом образе бытия вещи познаются разумным чувством.
«И сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию»
Духовный мир души, который показан нам в образе воды, исполнен силами. Сила есть способность души являть себя в жизни в совокупности признаков. Сила есть то, что твердо в душе. Если человек обладает силой «быть добрым», то он всегда являет свою доброту в жизни. Можно сказать, что совокупность сил души определяет небо в человеке. Для каждого человека небо свое.
Душа человека словесна, потому небо души определяется словесным описанием, смыслы которого образуют в душе структуру причин, дерево сил.
«И нарече Бог твердь небо. И виде Бог, яко добро»
Во власть себе взял Бог твердь души.
С помощью видимого Бог показывает нам красоту образа возможного благоустройства души: прозрачность, чистоту, стройность и правильность движения.
В заповедях предлагает нам словесные описания собственной доброты, чтобы мы могли избрать их для своего украшения.
«И бысть вечер, и бысть утро, день вторый»
День (и свет) есть постоянное попечение о благоустройстве души в соответствии с Божественными заповедями.