Быт.1.1-5. «В начале сотвори Бог небо и землю»
Две вещи сотворил Бог. Не сразу в законченности и совершенстве, но постепенно раскрывая перед нами красоту своего замысла о них. Первая вещь — небо, внутреннее украшение души человека. Вторая вещь — земля, образное представление сущности духа человека.
«Земля же бе невидима и неустроена»
Отрицательные определения невидима и неустроена приведены для того, чтобы показать постепенность творения: в будущем земля будет и видима и устроена.
«и тма верху бездны»
Вот уже нам показаны первые части состава земли, два места для имеющих быть вещей. Бездна — место для размещения всех вещей, и тьма — место для размещения особенной вещи, которая далее будет названа светом.
Определено первое отношение между вещами уже по самому месту для их размещения. И содержимое тьмы (свет) назначено быть выше всего остального, помещающегося в бездну.
«и Дух Божий ношашеся верху воды»
Показано ещё одно отношение, на этот раз, между Богом в лице Божественного Духа и тварью, которая вся вместе названа «водой».
«Ношашеся», по мнению знатоков семитских языков, может означать согревал или оплодотворял.
«И рече Бог: да будет свет. И бысть свет. И виде Бог свет, яко добро, и разлучи Бог между светом и между тмою» «И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь»
Впервые мы присутствуем при наречении имени вновь сотворенной вещи. Как мне кажется, при всяком познании, когда мы прикасаемся к неведомому и новому, то прикоснуться мы можем только имеющимся старым. Тем, что в нас уже есть. Имя тогда есть общее нового и старого. Так и Бог, полагая, что для нас равно непостижимы вещи свет и тьма, дал нам прикоснуться к ним через понятия день и нощь, которые очевидны всякому не совсем лишенному смысла.
Речь идет не о чувственном свете, но о свете разума и добродетели (и виде Бог свет, яко добро).
День есть значение добродетели, большее другого значения добродетели, называемого нощь.
Наречение имени показывает, что Бог берет свет и тьму в рабы себе, обладает ими.
«И бысть вечер, и бысть утро, день един»
Добро не только пребывание в добродетели, но и возрастание в ней.
Теперь мы уже можем сказать, в чем состоит «разлучение» между светом и тьмой. Тьма есть жизнь в грехе, а свет есть жизнь, в которой возрастаем в добродетели.