Быт.1.3-5. 1 В начале сотвори Бог небо и землю.
2 Земля же бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды.
3 И рече Бог: да будет свет. И бысть свет.
4 И виде Бог свет, яко добро, и разлучи Бог между светом и между тмою.
5 И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь. И бысть вечер, и бысть утро, день един.
Тма есть состояние единства (правильнее целостности) стремления лица. Исступление из себя. К Богу. Лицом к лицу.
Свет сотворен словом, то есть разумно. Делает возможным видеть в себе, различать вещи.
О свете сказано, что он добр, способствует к сохранению благоустройства. Напротив, тма разрушает (изменяет) его.
Параллельное место «И взя Господь Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити» Быт.2.15.
Свет и тма разлучены «в долготу», то есть нельзя одновременно быть и во тме и во свете. Как нельзя одновременно спать и бодрствовать.
Свет назван днем, а тма - нощью. Этим актом Бог взял их себе в рабы, а имена определяют смысл их службы.
Указывается благоразумная (способствующая возрастанию) последовательность состояний сознания естества: нощь – день.
«20 Положил еси тму, и бысть нощь, в нейже пройдут вси зверие дубравнии,
21 скимни рыкающии восхитити и взыскати от Бога пищу себе.
22 Возсия солнце, и собрашася, и в ложах своих лягут.
23 Изыдет человек на дело свое и на делание свое до вечера»
Пс.103.20-23.
Сначала естественное, а затем разумное.