Предлагаемый текст книги Бытие, думаю, предлагает нам образы движения к Богу и возможных направлений этого движения.
Образом движения к Богу является Фарра, имя которого означает «путешествие, остановка» Рождается движение к Богу от ощущения духовной жизни (Нахор = хриплый, храпящий). Рождение его предваряет воскресение, восьмой день (79).
Пока человек не имеет ощущения духовной жизни, то считает всех верующих безумными. Когда же почувствует духовное, то отвращается от мира и устремляется в горняя к Богу. Такой никогда не уйдет из Церкви, но будет приметаться во дворах ее, пока не взыщет Бога.
Есть три направления движения к Богу, образами которых являются сыновья Фарры Аврам (отец высокий), Арран (горный) и Нахор.
Человек, избравший первое направление, полагает Бога своим отцом, высоким, в отличие от родившего его телесно. «Подобает вам родитися свыше», сказал Господь в беседе с Никодимом. Иоан.3.7. Родиться «водой и духом». Иоанн.3.5. Стать разумным духом.
Второе направление чисто разумное и состоит в интеллектуальном познании Бога, которого описывают в возвышеннейших (горних) представлениях человеческого разума. Плодом такого движения является совокупность позитивного знания о Боге (Лот = покрывало). Как гора имеет вершину, так и разумное движение к Богу имеет предел (и умре арран пред фаррою отцем своим в земли, в нейже родися, в стране халдейстей).
Третье направление движения совершается переживанием в разумном чувстве духовных ощущений.
Все три направления необходимо использовать при движении к Богу, прилично их достоинству.
Если кто пожелает найти для себя движение к Богу, то пусть ищет его в Харране (= степь; место, сожженное солнцем), где умер Фарра. Это место есть внутрь нас, оно напояется свободой (Евфрат) и разумом (Тигр), и там подвижники пасут стада своих помышлений.
Быт.11.24-32.
24 И поживе нахор лет седмьдесят девять и роди фарру:
25 и поживе нахор, повнегда родити ему фарру, лет сто двадесять девять и роди сыны и дщери: и умре.
26 И поживе фарра лет седмьдесят и роди аврама и нахора и аррана.
27 Сия же бытия фарры: фарра роди аврама и нахора и аррана. Арран же роди лота:
28 и умре арран пред фаррою отцем своим в земли, в нейже родися, в стране халдейстей.
29 И пояста аврам и нахор себе жены: и имя жене аврамли сара, и имя жене нахорове мельха, дщи арраня: сей есть отец мельхин и отец есхин.
30 Бяше же сара неплоды и не раждаше детей.
31 И поят фарра аврама сына своего и лота сына арраня, сына сына своего, и сару сноху свою, жену аврама сына своего: и изведе я из земли халдейския ити на землю ханаанску: и приидоша даже до харрана и вселишася тамо.
32 Быша же вси дние фаррины в земли харрани лет двесте пять: и умре фарра в харране.