Человек состоит из разумной души и тела. Потому он действует или в разумных движениях души или чувственных делах тела. В чем действует, от того и приносит жертву Богу.
Каин назван делателем земли. «Земля» есть имя того, что приходит в явление. Когда Ева родила Каина, то сказала: «стяжах человека богом» Как сказала, так и есть. Все люди, которые предпочитают действовать в чувственных вещах, полагают, что они самовластны, что это они делают, что они «боги» Впрочем, именно это и обещал змий: « … и будите яко бози ...»
Имя Авель означает «пар, дуновение» Удивительно, но если мы доберемся до описания состояний Иисусовой молитвы, то увидим, что «пар» есть лучший образ для участия человека в божественном промысле.
Авель назван пастырем овец и есть образ человека, который предпочитает разумно действовать (пасти) в движениях души.
В качестве пасомых названы овцы. Волы, овцы и козы в еврейском тексте Библии названы словом, которое на русский язык переведено, как скоты, но в еврейском языке, оно означает нечто наиболее близкое к человеку. Мне думается, что в отношении к разумной душе «скоты» могут быть образами движений служения (волы), послушания (овцы) и управления людьми (козы).
Всякая тварь служит Богу тем, для чего сотворена. Обладающее бытием тем, что есть, живое — жизнью, обладающее чувствами — чувствами, а разумное — разумными действиями. Служение твари своему Творцу принято называть жертвой.
Оказалось, что Бог не одинаково относится к человеческому деланию, но из всего его многообразия предпочитает разумное послушание (овцы), готовность к нему (первородные овец) и послушность, как свойство души (тук). Такое делание Бог принимает, как дар, и отвечает тем, что призревает на человека, утверждая его во внутреннем и покрывая во внешнем.
Быт.4.1 — 5.
1 Адам же позна еву жену свою, и заченши роди каина и рече: стяжах человека Богом.
2 И приложи родити брата его, авеля. И бысть авель пастырь овец, каин же бе делаяй землю.
3 И бысть по днех, принесе каин от плодов земли жертву Богу:
4 и авель принесе и той от первородных овец своих и от туков их. И призре Бог на авеля и на дары его:
5 на каина же и на жертвы его не внят.