Цель человека есть Благо или Бог. Но приближаться в Богу можно по-разному. В Писании мы можем видеть два пути. Праотец Исаак (=радость) есть образ свободного движения человека к Богу. Такой человек нашел себе покой в Божественной красоте (Ревекка=пленение красотой). Ради нее презрел утрату свободы (Сарра), как произвола, и полюбил и утешился красотой божества, пленился ей.
Но единое движение разделяется на два. Внешнее и внутреннее. Исав и Иаков.
«Возрастоша же юноши: и бысть исав человек ведый ловити, селный: иаков же бысть человек нелукав, живый в дому» Быт.25.27.
Внешнее движение к Богу, образом которого является Исав, состоит в собирании (ловлении) знаний о Боге, а внутреннее, образом которого является Иаков, состоит в обновлении духа человека. Полагаю, об этом говорится в псалме: «На месте злачне, тамо всели мя: на воде покойне воспита мя» Пс.22.2.
Мне кажется неверным совершенно противопоставлять эти движения, и хотя они рождаются в человеке одновременно, но все сначала более пользуются внешним, а внутренним меньше.
Хорошо, когда оба движения гармонично сочетаются в человеке. Тогда человек, начав с подвига, в котором более дел и менее молитвы, постепенно переходит к подвигу, к котором преобладает молитва. Хотя Исав первенец, но благословение получает Иаков.
Беда, когда человек утвердиться во внешнем и пренебрежет внутренним. История Исава показывает его будущее. Исав вселился в гору Сиир и смесился там с хорреями или троглодитами, то есть с живущими в пещерах. Дух его перестал ради этого изменяться. Если человек, живущий в обновлении духа, выстраивает по божественным образцам дом своей души, то живущий внешним остается в том, что имеет (то есть, в пещере своего естества). В Евангелии образом такого человека является царь Ирод, по-происхождению идумеянин, потомок Едома (Исава).
Имя Иаков означает запинающий, выживающий, вытесняющий, и, как мне кажется, есть образ души, которая постоянно изменяется к лучшему, приближается к Богу. Запинает в себе грех, выживает чувственное и страстное, вытесняет устаревшее и отжившее.
Как ответил Ездре ангел, если и можно разделить людей на роды, то один род Исав, а другой Иаков. Или как ответил Господь Ревекке:« два языка во утробе твоей суть, и двои людие от утробы твоея разлучатся: и людие людий превзыдут, и болший поработает меншему»
Писание говорит о Богородице, что она складывала божественные слова в своем сердце, потому и мы потщимся жить в обновлении духа (сердца), изменяя себя по божественным образцам.