Быт.1.3 — 5
3 И рече Бог: да будет свет. И бысть свет.
4 И виде Бог свет, яко добро, и разлучи Бог между светом и между тмою.
5 И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь. И бысть вечер, и бысть утро, день един.
Ранее предположено, что «тма» относится к небесному, как некоторое его первоначальное, минимальное состояние. Можно назвать его разумной способностью (человека).
Бог творит «свет» — вещь, которая просвещает разум (тьму). Свет доставляет разуму способность лучше видеть вещи. Подобно тому, как днем вещи видны лучше, чем ночью, потому что днем больше света. Может быть, прилично назвать свет знанием, потому что знающий видит больше невежи.
Чтобы научить человека ценить свет, желать его, стремиться в нему и в случае возможности выбора выбирать его, Бог разлучает между светом и тьмой.
В чувственном разлучение представлено чередованием дня и ночи, в разумном — времени покаяния и времени господства страстей. Отсюда каждый человек может научиться преимуществам жизни во свете, лично испытывая предложенные ему вещи.
Есть много родов света, потому и Бога называют «Отцом светов». Но есть «свет истинный, иже просвещает всякого человека грядущего в мир». Это — Бог, и знание о Нем, единый не имеющий перемен День Богопознания.