Быт.2.4 — 6
4 Сия книга бытия небесе и земли, егда бысть, в оньже день сотвори Господь Бог небо и землю,
5 И всякий злак селный, прежде даже быти на земли, и всякую траву селную, прежде даже прозябнути: не бо одожди Господь Бог на землю, и человек не бяше делати ю:
6 Источник же исхождаше из земли и напаяше все лице земли.
В синодальном переводе вместо «книга бытия» употреблено «происхождение». Мне показалось важным остановится и размыслить о смысле происходящего на земле или откуда (из чего или от кого и для кого) происходит происходящее.
Прежде упоминалась трава семенная и древо плодовитое емуже плод семени семенного, как пища для человека и его сил. Быт.1.29. Выбор семени определял плод (мзду) жизни.
«Сельное», полагаю, означает по смыслу евангельской притчи, что вещь относится к миру или лицу земли. Трава и злак — небесный хлеб добродетели: «Прозябаяй траву скотом, и злак на службу человеком, извести хлеб от земли» Пс.103.14.
Скотом назван образ в человеке частной добродетели, а человеком — образ и подобие Богу.
Злак есть промысел о добродетели в целом, трава — промысел о частных образах добродетели.
Промысел мира о добродетели управляется (напаяется) от трех источников:
1.Естественного (исхождаше из земли и напаяше).
2.Божественного (одожди).
3.Разумного человеческого (делати).