26 И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, (и зверми) и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли.
Человек не самобытен, но сотворен Богом. Разумно, потому что Словом (рече).
Фраза «сотворим человека по образу нашему и подобию ...» содержит в себе смысл о имеющем место совете, в котором определено, чтобы человек в некоторых чертах был совершенно тождествен Богу (по образу), а в некоторых — частично (по подобию).
В следующих словах «и да обладает» определена цель бытия человека — иметь в собственности некоторые свойства, показанные в образах рыб морских, птиц небесных, зверей, скотов, земли и гадов пресмыкающихся по земле.
Эти образы, полагаю, могут изображать:
Рыбы морские — силы души, которыми человек сознает себя.
Птицы небесные — силы души, которыми человек видит благо (цель к которой стремится) и промышляет о его достижении.
Звери — силы души, которыми человек видит в себе естественную добродетель, являет ее в себе и промышляет о ней.
Скоты — силы души, которыми человек видит в себе божественную добродетель, являет ее в себе и промышляет о ней.
Земля — силы души, которыми человек познает приходящее в явление и промышляет о нем.
Гады пресмыкающиеся по земле — силы души, которыми человек переживает судьбы, которыми Бог спасает его.
27 И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их.
Божественный совет исполнен отчасти, хотя, полагаю, не потому, что Бог не мог исполнить его совершенно. Богу все возможно. Но потому, что сотворив человека по образу, пожелал, чтобы в приобретении подобия разумно участвовал и сам человек.
Во фразе виден возможный необычный смысл образа Божия. Человек сразу и муж и жена. Муж, как сеющий семя, и жена, как носящая плод. Нет разделения по половому признаку, но целый человек может и то, что свойственно мужу, и то, что свойственно жене.
Но в Боге — также. Единородный Сын рождается и пребывает в лоне Отчем.
Удивительно позитивная мысль. Человек! Если хочешь быть по образу Божию, то сей семя и вынашивай плод в себе самом.
28 И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, (и зверми) и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли.
Устанавливается закон земли — того, что приходит в явление и порядок в котором они приходят.
Приходящее в явление наполняется образами будущего (раститеся) — мзды, которую человек получит, если пребудет в том, что он есть (как сеет семя, и как вынашивает плод), и которая показывается ему со многих сторон (множитеся).
Приходящее в явление разуму человека будет наполнено образами мужа и жены, Образами, в которых человек сможет познать, как он сеет семя, и как вынашивает в себе плод, что он делает, и что ему за это будет.
Человек господствует, преобладает, возвышается над преходящим в явление, потому что изменив то, чем он обладает, изменит тем самым и приходящее в явление.
29 И рече Бог: се, дах вам всякую траву семенную сеющую семя, еже есть верху земли всея: и всякое древо, еже имать в себе плод семене семеннаго, вам будет в снедь:
30 и всем зверем земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду пресмыкающемуся по земли, иже имать в себе душу живота, и всяку траву зелену в снедь. И бысть тако.
Для человека уготована особая пища, вкушая которую он может усовершенствовать себя и принести Богу достойный плод.
Приличные смыслы о сказанном, полагаю, можно получить, если воспользоваться евангельской притчей о пшенице и плевелах . Мф.13.24 — 30,37 — 43.
В ней, плод пшеницы — пребывание в небесной житнице, плевел — лишение свободы (связывание в снопы) и предание вечному огню. Пшеница вырастает из семян, посеянных Христом, а плевелы — дьяволом. В мире созерцается трава семенная: божественный промысел о спасении человека и и противный ему промысел дьявола. Человек свободно решает в себе о том, что употребить в пищу. А его выбор необходимо определяет назначенный ему за это плод.