Почему для египетского Фараона и герарского царя Авимелеха, было пагубно, когда они брали себе в жены Сару? Как понимать праведность Аврама, когда он отчасти обманывал в этих случаях египтян и филистимлян?
Быт.12.10 — 20.
10 И бысть глад на земли: и сниде аврам во египет вселитися тамо, яко одоле глад на земли.
11 Бысть же егда приближися аврам внити во египет, рече аврам саре жене своей: вем аз, яко жена добролична еси:
12 будет убо егда увидят тя египтяне, рекут, яко жена его есть сия: и убиют мя, тебе же снабдят:
13 рцы убо, яко сестра ему есмь, да добро мне будет тебе ради, и будет жива душа моя тебе ради.
14 Бысть же егда вниде аврам во египет, видевше египтяне жену его, яко добра бяше зело,
15 и видеша ю князи фараони и похвалиша ю пред фараоном, и введоша ю в дом фараонов.
16 И авраму добре бяше ея ради: и быша ему овцы и телцы и ослы, и рабы и рабыни, и мски и велблюды.
17 И мучи Господь казньми великими и лютыми фараона и дом его сары ради жены аврамли.
18 Призвав же фараон аврама, рече ему: что сие сотворил еси мне, яко не поведал ми еси, яко жена твоя есть?
19 Вскую рекл еси, яко сестра ми есть? И поях ю себе в жену. И ныне се, жена твоя пред тобою: поемь ю отиди.
20 И заповеда фараон мужем о авраме, проводити его и жену его, и вся, елика быша его, и лота с ним.
Человек по имени Аврам (=высокий отец) есть разумный дух, цель стремления которого есть Бог, высокий отец. А Сара (=госпожа) жена Аврама есть помощник этого духа. Она в себе (в явлениях жизни) научает Аврама. Освящает его имя.
Аврам и Сара — сводные брат и сестра, родились от одного отца, Фарры (=блуждание), интуитивного, неразумного поиска Бога. В процессе этого движения найдено правильное направление — Аврам и лучшее для движения в этом направлении содержание жизни — Сара. Как Бог есть лучшая из всех вещей, то и Сара красивейшая из всех жен.
Фараон (=повелитель) есть царь Египта. Цель стремления его духа не Бог, но благосостояние царства. Когда он взял в жены Сару, цель стремления его духа осталась прежней, а содержание жизни стало иным.
Проще объяснить это на примере из жизни. Мне дали в монастыре послушание: составлять график богослужебных послушаний. Вроде бы легкое. Но сколько мне пришлось из-за него пережить скорбей. Все братья заняты своими послушаниями, никто не хочет служить. У всех свои планы. Болезни, отпуска, искушения. Никто не слушается, младшие пререкаются. Начальник, когда распоряжается, не смотрит на то, есть ли кому служить. Кажется, никому нет дела до этого, кроме меня. С утра до вечера все события «поперек моего характера». Нет никакого покоя.
С точки зрения «фараона»: все плохо, нет никакого порядка.
С точки зрения «аврама»: как здорово, сколько поводов для исповедания, для совершения себя.
Потому и плакал старец в Афонском монастыре, когда не имел искушений.
Если же наша цель Бог, то нам бывает от посещения Египта великая польза и мы можем вместе с Аврамом приобрести великое богатство:
Навыки послушания (овцы) и служения (тельцы).
Телесные навыки в добродетели (ослы).
Навыки мужества (рабы) и целомудрия (рабыни).
Совершенные навыки борьбы с пороком (мски).
Различные созерцания зримых вещей (велблюды).