Чтобы мы могли Его понять, Бог говорит с нами понятными нам образами. Желающие под внешними покровами чувственного могут увидеть нетленную Божественную Красоту. 1 В начале сотвори Бог небо и землю.
Не по необходимости, не естественно, но свободно и разумно. Единый Бог естественно есть Троица, но мир и человека творит свободно и разумно.
Сначала невидимое, а затем видимое. Разумный Образ Троицы, прилично покрытый приходящими в явление образами. Чтобы в тленном, чувственном и плотском мы могли разумно увидеть великолепие и вкусить доброту Творца, взыскать Его и стать причастниками Его благ.
2 Земля же бе невидима и неустроена, и тма верху бездны, и Дух Божий ношашеся верху воды.
О небе ничего не сказано, потому что нельзя ничего сказать. Это Бог, Благо — предел наших стремлений. Точнее назвать его «небо небес», идеал всех идеалов, предел всех пределов. Любой Его образ есть ложь, ибо ограничит нас в нашем движении к Нему.
Хотя и сказано, что сотворены небо и земля, но ничто еще не пришло в бытие, потому что не сказано «да будет». Сотворенные вещи пребывают в особом состоянии, которое, полагаю, можно назвать «дух» и образом которого служит вода. В этом состоянии вещи пребывают в состоянии возможности явления и совершения, а приходят в явление и совершаются действием Божественного Духа.
Всякая вещь пришедшая в явление есть свет (занимает место тьмы) и делает возможным беспредельное (бездна) ее совершение.
3 И рече Бог: да будет свет. И бысть свет.
Пришла в явление первая вещь. Начало и основание, первый смысл всех последующих вещей, приходящих в явление.
4 И виде Бог свет, яко добро, и разлучи Бог между светом и между тмою.
Удивительная оценка. Красота полезности. Вместе и эстетика и этика. Знание и красиво и полезно. Напротив, тьма (невежество) и не красива и не полезна. Потому Бог разлучает свет и тьму наречением особых имен, определяющих их цель (смысл).
5 И нарече Бог свет день, а тму нарече нощь. И бысть вечер, и бысть утро, день един.
Если ты человек, то делаешь днем, и твое делание есть приобретение знания, чтобы сделать себя лучше, а если ты зверь дубравный, то в нощи исходишь искать себе пищу, потому что не знаешь истинного хлеба.
Если же ты был зверь, но стал человеком, то твоя судьба есть свет и день для всех видевших.