Удивительное дело! Удивляюсь своему разумному затмению. А может это промысел? Совсем недавно в статье об образах лиц Троицы в человеке, я воспользовался описанием райских рек для утверждения трех основных направлений похоти: похоти очей, похоти плоти и гордости житейской. Причем эту мысль я почерпнул из толкований на книгу Бытие Б.И. Бермана, преподавателя Еврейского университета в Иерусалиме. Прошу меня простить, но в Боге нет «да» и «ни», но «да». Все, что сотворил Бог «зело добро». Я это знаю и об этом говорил, но в тот момент выпустил из памяти … Может быть для того, чтобы написать и о страстях и о добром. А может для того, чтобы «попавшись», осторожнее использовать мысли из не православных источников. Может быть
Быт.2.10-14
Сегодня подумалось, а какие стремления вложил Бог в дух человека? Полагаю, их определения, приведены в описаниях райских рек.
Три стремления духа: фисон, геон и тигр утверждают внутреннее содержание разумного духа человека в делании. Но была дана ему и свобода (евфрат): самому выбирать, что делать.
10 Река же исходит из едема напаяти рай: оттуду разлучается в четыри начала.
Река (течение духа) есть добрая вещь. Она напаяет рай или разум человека. Разлучается на четыре начала, чтобы можно было познать внутреннее духа. Пока вещи неразличимы и слитны, они скрыты от познания. Когда же различим их признаками, то из сравнения можем познать их.
Первый признак: действия начал. Две реки, фисон и геон, «окружают», может быть хранят содержимое. Если стены хранят город внешне, то движения духа, хранят вещь изнутри, обеспечивают ее пребывание в бытии.
О реке Тигр сказано, что она «прямо», напротив, противится некоторой вещи.
О реке Евфрат вообще ничего не сказано, потому она может быть образом движения свободы, раз нет никаких ограничивающих описаний.
Река, хоть и разделяется на четыре начала, одна. Действия рек составляют единство и целостность.
11 Имя единей фисон: сия окружающая всю землю евилатскую: тамо убо есть злато.
12 Злато же оныя земли доброе: и тамо есть анфракс и камень зеленый.
13 И имя реце вторей геон: сия окружающая всю землю ефиопскую.
В тексте говорится о землях. В первом своем смысле понятие «земля» есть имя явившейся суши. Рай есть разум. Адам в раю занимался тем, что давал вещам имена. Потому каждая земля (евилатская или ефиопская) может определять особенный подход к наречению имен вещей.
Ключом для понимания, как мне кажется, может послужить образ поведения сыновей Ноя, когда Ной испил вина и обнажился в дому. Один из них, по имени Хам, когда приблизился к отцу, смотрел буквально только на то, что предлагают чувства, и пересказал виденное. Сим и Иафет, напротив, приблизились к Отцу, неся на плечах ризу (приличных словес) и зря вспять. Один предан проклятию быть рабом, а двое получили благословение.
Полагаю, земля евилатская есть способность давать вещам имена не только, как описание их внешнего вида, но и определяя их внутренний смысл. Тогда в имени есть дух (злато) и этот дух добрый.
Анфракс или карбункул есть первый камень во втором ряду наперсника Первосвященника Ветхой церкви, и означает колено Иудово. Если взять только имя колена, как в тексте, то получим: «хваление Господа» или исповедание Божественных совершенств.
Камень зеленый, полагаю смарагд или изумруд, есть третий камень в первом ряду наперсника Первосвященника и означает колено Левиино. Когда Левий родился, мать сказала: «в нынешнее время у мене будет муж мой, родих бо ему три сыны» Если взять цвет, внешнее фразы, то получим: «когда пребудем в единстве свободы, разума и духа (в образе Троицы), то с нами будет Бог»
Древние говорили, что зелень деревьев услаждает зрение, но более услаждает зрение зелень изумруда. Можно добавить, а разумное зрение – Бог.
Если приложим попечение о стяжании сокрытого смысла вещей, то обретем в этом добрый дух, причастие и зрение Бога.
Земля ефиопская есть способность давать имена вещам из того, как их видят телесные чувства. Река геон хранит эту способность в отведенных ей пределах.
14 И река третия тигр: сия проходящая прямо ассириом.
Ассирианин в Писании есть образ безмерной житейской гордости. Здесь их много. Потому тигр означает сопротивляться всякому гордому движению духа.
Река же четвертая евфрат.
Свобода выбирать цель, предмет своего стремления.