(первая мысль) Начиная писать не предполагал, что вещь, к которой приступаю, так велика. Потому со снисхождением выслушайте и мое мнение.
Первое упоминание об этих существах находим в книге Бытие.
Быт.5.22 — 24.
22 И рече Бог: се, адам бысть яко един от нас, еже разумети доброе и лукавое: и ныне да не когда прострет руку свою и возмет от древа жизни и снест, и жив будет во век.
23 И изгна его Господь Бог из рая сладости делати землю, от неяже взят бысть.
24 И изрину адама, и всели его прямо рая сладости: и пристави херувима, и пламенное оружие обращаемое, хранити путь древа жизни.
Обычно полагают, что херувим и пламенное оружие связаны, или херувим имеет в руке пламенное оружие, которым отгоняет желающих войти в рай, вкусить от древа жизни. Такое толкование текста сообщает херувиму отрицательную оценку, что мало согласуется с высоким положительным рангом этого существа, указанных в книге Исход и пророка Иезекииля. Так полагал прежде и я, но теперь, вижу из текста, что эти две вещи, хотя и действуют совместно, но смысл действия их в разном.
Слово «хранить» можно понимать в двух смыслах: первый, сторожить, чтобы никто не вошел, а второй, сохранять возможность войти для желающих.
Мне кажется, что слова «хранити путь древа жизни» определяют смысл «сохранять возможность войти» для херувима, и «удерживать руку Адама» для пламенного оружия.
Больше можно понять воспользовавшись идеями еврейской традиции толкования.
8 И насади Господь Бог рай во едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда.
9 И прозябе Бог еще от земли всякое древо красное в видение и доброе в снедь: и древо жизни посреде рая, и древо еже ведети разуметелное добраго и лукаваго.
10 Река же исходит из едема напаяти рай: оттуду разлучается в четыри начала.
11 Имя единей фисон: сия окружающая всю землю евилатскую: тамо убо есть злато.
12 Злато же оныя земли доброе: и тамо есть анфракс и камень зеленый.
13 И имя реце вторей геон: сия окружающая всю землю ефиопскую.
14 И река третия тигр: сия проходящая прямо ассириом. Река же четвертая евфрат.
Приведенный текст описывает реки, которые напаяют рай и землю. Всего их указано четыре, и они, как полагают толкователи, означают четыре возможных пути, которыми может пойти человек, свободный в своем выборе. Фисон — образ похоти очей. Геон — похоти плоти. Тигр — гордости житейской. Евфрат — путь праведности — путь древа жизни.
До грехопадения видение было на первом месте, а ядение — на втором (всякое древо красное в видение и доброе в снедь).
После грехопадения (оно совершилось прежде ядения, когда жена стала мыслить, как змей) люди стали более плотскими, и похоти плоти стали важнейшими (И виде жена, яко добро древо в снедь и яко угодно очима видети и красно есть, еже разумети: и вземши от плода его яде, и даде мужу своему с собою, и ядоста).
Случилось так, что люди согрешили и тремя путями похоти (добро древо в снедь и яко угодно очима видети и красно есть, еже разумети) сами себя изринули из рая. Пламенное обращаемое оружие поставлено заградить эти пути. Ничтоже нечисто или скверно не внидет в Небесное Царство.
Но есть и праведный путь — путь древа жизни (Евфрат). Путь этот не загражден, херувим хранит путь древа жизни и всякого желающего ведет в древнее достояние праведности и чистоты.