Человек от Бога получил способность судить. Можно по-разному пользоваться этой возможностью. Колено Даново (Дан в переводе с еврейского означает «суд») получило в обетованной земле (то есть, в душе) место посреди колена Иудова (исповедание). Упоминаются два места этого колена гора Цора и Эштаол. Смысл этих имен этих определяет пределы, в которых может производиться суд.
Цора переводится как «место ос», тогда гора Цора можно понять как мнение, в котором выше всего ставится способность яростно и безжалостно нападать на всякую мысль, мнение, вещь или человека. Наносить ему бесчисленные раны и язвы, оставаясь при этом неуязвимым. Судить и обличать ближнего, не сострадая и не сопереживая ему.
Эштаол означает «путь в лощине», и при этом город находится в колене Иудове. Потому он означает мнение, в котором человек полагает обратить всю силу своей способности судить на то, чтобы смиренно совершать свой Путь в исповедании.
Оба этих состояния одинаково недостижимы в реальной жизни, но человек может занять некоторое промежуточное положение между ними, в котором обретает покой: естественная рассудительность, растворенная смиренным исповеданием. Проще сказать, когда выскажешь свое мнение о какой-либо вещи, не забудь принести покаяние в этом пред Богом, потому что Бог уже сказал «Зело добро» о творении, и кто есть ты, чтобы судить. Не то, чтобы вообще не высказываться, но удержаться от осуждения, которое может содержаться в высказывании. Как мне кажется, именно в этом смысле апостол Павел сказал, что в Господе Иисусе нет «да» и «ни», но «Да!»
Когда человек упокоится (Маное) в таком мнении и делании, то приходит к нему ангел Господень и возвещает рождение в нем благодатного духовного рассуждения (Сампсон), которое, при соблюдении им законов назорейства, спасет Израиль (ум, видящий Бога) от всех мысленных врагов.
Есть пророчество патриарха Иакова о колене Данове, которое звучит так: «Дан судити имать люди своя, яко и едино племя во израили, и да будет дан змий на пути, седяй на распутии, угрызая пяту конску: и падет конник вспять, спасения ждый Господня» (Быт.49.16-18.)
Один смысл: когда мы судим, судим свой ум. Второй смысл: когда приняв какое-либо мнение за правду, мы неудержимо устремимся по направлению этого мнения, то возникшее смущение помыслов, остановит наше устремление, чтобы мы могли познать Божию волю, и учесть её в своем мнении.
В отношении же того, чтобы судить других людей, мы имеем явное повеление Господа: «Не судите, да не судимы будите...» Особенно неполезно судить мнение (око) другого человека. Когда же извлечем из своего ока «бревно», то увидим, как изъять «сучец» из ока брата своего.