Когда мы рассматривали тему «об отношении к мнению другого», то была высказана мысль о том, что можно не выполнять божественную заповедь, если от этого человек чувствует себе пользу. Сама фраза совершенно напомнила мне слова змия: «Нет, не умрете, но будете яко бози ведящие добро и зло» Все вы знаете, чем это закончилось.
Болезнь души, которая здесь наблюдается, может быть названа неверием или маловерием или несовершенной верой. То есть, человек называет себя христианином, но разумно (сознательно) отказывается выполнять божественные повеления, оправдывая себя какими-либо обстоятельствами.
С другой стороны нельзя сказать, что человек не верит совсем. Он же не отрицает называться христианином. Вера в человеке есть, но какая-то несовершенная.
Тогда я спросил себя: нельзя ли предложить какую-либо методику для тех, кто хотел бы усовершить свою веру. Сделать ее не только верой знания (интеллектуальной), но и деятельной, живой.
Еще более укрепили меня в необходимости этого слова апостола Павла, приведенные Евгением: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя»
Образы деятельной веры
Необходимо хоть как-то представить себе веру, чтобы о ней говорить.
Будем полагать, что человек верит Богу, если он знает Его заповедь и выполняет ее. Знание заповеди означает некоторую минимальную веру, потому что человек может знать о заповеди, но никогда ей не воспользоваться. Другой крайний случай, когда человек всегда пребывает в пределах заповеди. В жизни такого не бывает, но к этому следует стремится.
Примечание. Еще может быть вера в Бога, когда человек взыскал Бога и пребывает в Нем. Предел такой веры есть прощение грехов и предстояние Ему лицом к лицу.
О душе.
Душа человека словесна, то есть состоит из слов. Слово есть высказывание. Например, сказать: «Бог» есть термин, а сказать: « Бог есть» есть высказывание. ( Иоанн Дамаскин, Диалектика)
Термин определяет в душе некоторую границу, а высказывание определяет с которой стороны границы следует быть.
Кроме высказывания слово должно иметь еще силу или дух.
Минимальная вера, о которой мы говорили выше, как раз и есть знание заповеди при отсутствии силы ее исполнить.
Тогда максимальная вера есть знать Истину и иметь Святаго Духа. Как сказал Господь самаряныне: «Истиннии поклонницы поклонятся Отцу Духом и Истиною: ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему»
Израильтяне в пустыне согрешили именно тем, что «не увери с Богом духа своего»
В свете вышеизложенного можно сказать, что вера есть мера соответствия духа человека и Духа Божия.
Образом деятельной веры в Библии является, как мне кажется, праотец Иаков.