Возникла некоторая полемика вокруг понятия гнева, и мне показалось необходимым подробнее остановиться на нем и выделить мысли о гневе в отдельную тему.
Насколько я представляю, гнев относится к области межличностных отношений, к взаимоотношению двух воль. Само имя «гнев» удивительно прозрачно говорит об этом: гнев=г(осподин) не-в(оли). Каждый человек сотворен свободным, со свободной волей и может действовать в соответствии со своими желаниями. Пока он один, так и бывает. Но когда людей два или больше, то их личные желания вступают в противоречие и не могут осуществиться одновременно. Потому какое-то желание принимается за главное, а остальные должны смириться относительно него. Желания перестают быть равными, но главное начинает выступать относительно остальных уже как необходимость, неволя, а вынужденные смириться воспринимают возникшее ограничение своей свободы, как гнев. Нарушение границ наказывается, а неотвратимость наказания может быть названа яростью.
Когда отдельные члены человеческого общества пренебрегают определяемыми обычиями, законами и моралью ограничениями личного произвола, то общество еще более ограничивает их свободу (в местах лишения свободы), полагая, что постоянное переживание этого научит их ценить свою свободу и свободу других людей.
В отношениях между Богом и человеком гнев является в виде божественных заповедей, следование которым доставляет человеку множество благ, а ярость, как непрекращение Божественного Промысла о его спасении.
Бог любит нас, потому никогда нам не отмщает, всегда старается доставить полезное и терпеливо ожидает, когда мы обратимся и возвратимся в его отцовские объятия.