Можно спросить: справедливо ли считать, что для духа человека приличен образ движущейся воды, или в реальности дело обстоит другим образом. Полагаю, лучшие образы предлагает нам Писание, которое говорит:
Быт.2.10 — 14.
10 Река же исходит из едема напаяти рай: оттуду разлучается в четыри начала.
11 Имя единей фисон: сия окружающая всю землю евилатскую: тамо убо есть злато.
12 Злато же оныя земли доброе: и тамо есть анфракс и камень зеленый.
13 И имя реце вторей геон: сия окружающая всю землю ефиопскую.
14 И река третия тигр: сия проходящая прямо ассириом. Река же четвертая евфрат.
Если отнести этот образ к движению духа, то существует некоторое единое течение духа, сладкое для человека, который ему следует (едем). В нем в зависимости от направления (цели) выделены четыре момента: прилепление к Богу исповеданием (фисон), занятие делами вещественными и телесными (геон), противление неразумности (тигр) и свобода в выборе цели (евфрат).
Думаю, все эти моменты одновременно должны иметь место в человеке. Он должен искать Бога, необходимо заботится о телесном, противится неразумным движениям души (ассур=чернота) и быть свободным в своем выборе.
Мне кажется, что мы не ошиблись в выборе образа движения духа в человеке, но воспользовались образом, предложенным Богом.