Полезные советы для подвизающихся. Выпуск 2.

О нищих духом

 

«Блажени нищии духом: яко тех есть царствие небесное» (Мф.5.3.) Вот первое из блаженств, которые соединяют нас с Богом, истинным Благом и источником всякого блага.

Бог сказал, что всякая вещь сама по себе очень добра, что и малая птица не падает на землю без воли небесного Отца, что нам и волосы на голове все сосчитаны. Так мы бесконечно объяты всеобъемлющим Божественным промыслом.

А мы недовольны. Возмущаемся ходом и обстоятельствами жизни. Обвиняем всех и вся. Это всё потому, что мы богаты духом, считаем, пусть и неосознанно, себя умнее Бога.

А что же такое быть «нищим духом»?

Это значит быть довольным тем, что есть.

 

Как демоны нападают на нас?

 

Демоны есть умы. Потому они разговаривают с нами мировоззрениями или мнениями. Обычно это «гордыня и уничижение». Чаще всего для нападения они используют привычку нашей души мечтать о том, какие мы хорошие, и осуждать других.

 Людям свойственно разговаривать с собой. Не думайте, что это действительно так. Вы разговариваете с демоном, который прикрывшись своей невидимостью, незаметно ведет вас к тому, что ему нужно. А нужно ему подвести вас под осуждение закона. Диалог выстраивается им так, что вы всегда оказываетесь умнее, остроумнее своих мысленных оппонентов. Он непрестанно похваливает вас, поглаживает ваше самолюбие и тщеславие. Когда же уговорит вас видеть себя лучше других, то говорит: «Ты хороший и умный, а вот тот не такой»

Если вы согласитесь с ним, то согрешите принятием гордого расположения и осуждением  ближнего, и станете достойны наказания. Демон доносит Богу о вашем грехе и получает разрешение казнить вас преданием в какую-либо плотскую страсть: чревоугодия, блуда или пьянства. В жизни вы видели, как трудно избавиться от этих страстей. С палачом не поспоришь. Все равно казнит. Как в раю дьявол через змия прельстил жену и Адама, так и сейчас прельщает человека.

Следует внимательно наблюдать за движениями своего самолюбия и в зависимости от духовного роста:

1.      Не мечтать, а пребывать в молитве,  для совершенных.

2.      Запретить ему, если у вас для этого есть сила, для средних.

3.      Если вы ещё младенец во Христе, то когда придете в себя от мечтания, исповедуйте перед Богом свой грех.

Ежедневно вечером после правила следует просматривать свои дела за день и во всех грехах приносить исповедание. А нерадивому в будущем придется с кровью вырывать неисповеданные сразу грехи.

 

 

Как научиться смирению?

 

Смирение есть почитать себя грешником и думать, что ничего доброго не делаешь пред Богом.

 

Дела смирения есть:

 

·         Молчать.

·         Не считать себя чем-нибудь.

·         Не услаждаться собою.

·         Не состязаться с другими.

·         Быть послушным.

·         Глаза держать опущенными долу.

·         Иметь смерть пред очами своими.

·         Хранить себя от лжи.

·         Не говорить пустого.

·         Не противоречить старшему и начальнику.

·         Не настаивать на своем мнении.

·         Благодушно переносить поношение.

·         Ненавидеть покой.

·         Понуждать себя на труд.

·         Внимать себе.

·         Никого не раздражать.

 

Научиться смирению можно через исповедание или через молитву. Первый путь приличней юношам, а второй — старцам. Большую же пользу получит тот, кто будет подвизаться сразу и исповеданием и молитвой.

 

Рассмотрим первый путь.

 

Сначала помолимся Богу и попросим Его научить нас смирению, быть нашим учителем и помощником.

 

Постараемся понять, что такое смирение, усвоим его смысл, рассмотрим его части, представим себе, как оно выглядит в жизни, примерим его на себя, утвердим свое отношение к нему, полюбим его, решимся взять на себя труд делом исполнять его, составим план как исполнять его. Изучим дела смирения и выучим их.

 

Обучать каждого будет его жизнь. Станем внимательно наблюдать за тем, как мы себя ведем в  обстоятельствах и приключениях жизни.

 

Если мы сотворим что-нибудь противоположное делам смирения и согрешим гордостью, то когда опомнимся, исповедаем Богу свой грех:

 

·         Укорим себя перед Богом. Скажем Ему: «Господи Иисусе, прости меня! Я согрешил гордостью!», не оправдывая себя никакими обстоятельствами и никого не обвиняя.

·         Если мы согрешили против человека, то помолимся о себе и о нем: «Боже, милостив буди нам грешным!»

·         Попросим у Бога: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, исправь мое гордое сердце и сделай его смиренным!»

 

Если согрешим и исповедуем свой грех, то гордость в нас уменьшится, и мы станем  лучше, чем были.

 

Если же поступим смиренно, то поблагодарим Бога: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, благодарю Тебя! Ты дал мне силу исполнить дело смирения!» В этом случае смирение в нас  увеличится, и мы станем лучше, чем были.

 

Второй путь. Всякий раз когда мы внимательно молимся Богу, то невидимо научаемся от Него смирению.

 

О Страхе Божии.

 

Страх Божий есть Божественная Сила, которая удерживает нас от нарушения заповеди.

«Страх Господень чист, пребываяй во век века» (Пс.18.10.) Страх Божий есть начало Премудрости (благочестия). Дух Страха Божия есть один из даров Святого Духа.

Существует некоторый порядок в приобретении страха Божия:

Сначала следует научиться никогда и ни о какой вещи не говорить и не думать ничего плохого, даже если это и правда. «Удержи язык твой от зла, и устне твои еже не глаголати льсти » (Пс.33.14). Сразу конечно не получится, но если потрудиться пред Богом во исповедании прегрешений, то постепенно приобретем силу пребывать в заповеди.

Затем будем учиться исполнять заповедь делом, всегда прилагать усилие к тому, чтобы исполнить ее. «Уклонися от зла, и сотвори благо» (Пс.33.15).

Когда мы постоянно будем совершать дела по заповеди относительно ближнего, то в нас зародится и будет возрастать по мере исполнения заповеди исполненное любви расположение к нему, как говорит пророк Давид: «взыщи мира, и пожени и.» (ПС.33.15).

В зависимости от своего отношения к попечению о приобретении Страха Божия каждый получит праведное воздаяние. «Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящыя злая, еже потребити от земли память их.» (Пс.33.16-17.)

 

Категория: Мои статьи | Добавил: dionisiy (06.03.2008) | Автор: иеромонах Дионисий (Павел Никитин) E W
Просмотров: 922 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]