Воскресенье, 17.12.2017, 18:42
Художество Добродетели
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Статистика
 Информация о сайте




Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь.


     Обитель расположена на юго-западной стороне города, на берегу озера Неро, вдоль которого раскинулся весь Ростов. Архитектурный ансамбль Спасо-Иаковлевского монастыря возведен как бы на едином дыхании, на том духовном подъеме, какой переживала древняя обитель в благословенное время обретения чудотворных мощей святителя Димитрия Ростовского. После потрясений конца XVII века, вылившихся в раскол Православной Церкви, после реформ Петра I, открывших Россию для западных тлетворных ветров, обретение мощей святителя Димитрия, первого русского святого Нового времени, чудотворения у только что обретенной святыни вызвали необыкновенный подъем духовных сил во всех слоях общества. Тысячи паломников устремились в Спасо-Иаковлевский монастырь к российскому целебнику и молитвеннику и получали исцеление и помощь в делах житейских по вере своей. В обители молились Государыня Императрица Екатерина II, Императоры Александр I, Николай I, Александр II, Николай II, члены Августейшей Фамилии. Когда-то бедная, обитель святителя Иакова уже в XVIII веке стала одним из богатейших монастырей России. В древности монастырь именовался Зачатьевским — по названию главного и единственного тогда храма, посвященного Зачатию праведной Анною Пресвятой Богородицы. Обитель называли еще и Иаковлевской — по имени святителя Иакова, основавшего монастырь и почившего здесь. В 1765 году к монастырю была приписана древняя обитель Спаса на Песках, с тех пор его стали называть Спасо-Иаковлевским Зачатьевским. С 1765 года монастырь числился ставропигиальным, то есть подчиненным непосредственно Святейшему Синоду. В 1836 году по прошению настоятеля обители архимандрита Иннокентия Синод благословил монастырю именоваться Спасо-Иаковлевским Димитриевым.








   Три монастырских храма — Димитриевский, Иаковлевский и соборный Зачатьевский — выстроены в один ряд вдоль восточной стены обители. За ними располагалось монастырское кладбище. Напротив храмов — покои наместника, братские келлии, за стеной монастыря — хозяйственные постройки. С присоединением Спасского монастыря, расположенного за стенами обители, добавился еще один храм — Спасо-Преображенский. В начале XX века в ограде монастыря были освящены новые храмы внутри уже существующих построек: в Иаковлевской церкви (1912) — пещерный храм в честь Воскресения Христова, а в 1916 году — придел в честь Ватопедской иконы Божией Матери. Храм в честь Толгской иконы Божией Матери, домовая церковь отца настоятеля, был устроен в юго-западной башне ограды в 1909 году.







  

В 1923 году монастырь был закрыт, через пять лет последовало запрещение богослужений во всех храмах. Иноков изгнали, монастырское имущество частично поступило в музей, но большую часть его разграбили или уничтожили. Все последующие годы обитель пребывала в запустении, строения ее разрушались. В 1991 году обитель была возвращена Русской Православной Церкви, а 7 апреля этого года в день Светлого Христова Воскресения и Благовещения в Дмитровском соборе обители состоялась первая служба, возглавляемая игуменом Сильвестром. 16 мая 1991 года решением Священного Синода Высокопреосвященнейший Владыка Платон, Архиепископ Ярославский и Ростовский, назначил наместником монастыря игумена Евстафия (Евдокимова).
     27 января 2000 года состоялась хиротония архимандрита Евстафия в епископа Читинского и Забайкальского. Наместником монастыря был назначен насельник обители иеромонах Димитрий (Буров).
     По благословению Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Кирилла, Архиепископа Ярославского и Ростовского, на основании решения Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 мая 2003 года наместником Спасо-Иаковлевского Димитриева мужского монастыря г. Ростова назначен иеромонах, ныне игумен, Серафим (Симонов).
В обители 17 человек братии: игумен, 5 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 2 монаха, 4 послушника. Обитель имеет монастырскую библиотеку, ризничную, иконописно-реставрационную мастерскую, швейную мастерскую (для пошива одежды для братии), пекарню, просфорню, столярную мастерскую, мастерскую по ремонту транспорта, гараж. Имеется баня, прачечная.
В монастыре ведется натуральное хозяйство: теплица, огород – 1 га, 1,5 га для выращивания картофеля, 20 га сенокоса, 10 га для посева ржи; 10 коров, 20 кур. Для проведения полевых работ в наличии имеется различная сельхоз техника.


Святитель Иаков и основание обители.


Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь основан в конце XIV века Иаковом, епископом Ростовским. Свидетельств о жизни святителя Иакова сохранилось очень немного. Согласно преданию, святитель был сыном крестьянина. В молодых летах он принял монашество в Копырской обители под Ростовом. Много лет он был рачительным игуменом Копырской пустыни. С 1386 года святой Иаков в епископском сане управлял Ростовской епархией. Недолго святитель Иаков окормлял свою паству. В 1389 году ростовцы изгнали его из города. Некая жена, осужденная на казнь, в раскаянии упала к ногам епископа, умоляя спасти ее, и святитель Иаков простил раскаявшуюся грешницу. Ростовцы же, недовольные отменой княжеского приговора, изгнали Иакова из своего города. Кроткий архипастырь, сознавая себя невинным, без смущения оставил епископский двор и, преследуемый укоризнами взволнованного народа, дошел до берега Ростовского озера. Здесь он бросил на воду архиерейскую мантию, встал на нее и, в знамение своей чистоты, плыл на ней по озеру до впадения в него ручья Брутовщины, где сошел на землю. Князь и народ, пораженные таким чудом, бежали за архиереем вдоль озера и, встретив его при выходе на берег, умоляли простить их и возвратиться в Ростов. Праведник простил им оскорбления, но, желая предаться безмолвию и уединению, предпочел остаться на новом месте.
     Не в первый раз ростовцы дерзко изгоняли своего епископа: такая участь постигла святителей Феодора († 1023), Иллариона, апостола Ростово-Суздальской земли святителя Леонтия († 1073). Промыслом Божиим святитель Иаков приплыл к тому месту, где когда-то святитель Леонтий после своего изгнания построил храм в честь Архистратига Михаила. Позднее храм этот много раз перестраивался. В 1794 году в нем освятили придел во имя святителей Леонтия, Иакова и Димитрия Ростовских. (Храм был разрушен в советские годы). Но все это произошло позднее, а в XIV веке здесь, рядом с Михайловской церковью, святитель Иаков построил деревянный храм и освятил его в честь Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы. Так было положено основание Зачатьевскому монастырю, который с XVIII века стал именоваться Спасо-Иаковлевским.
   27 ноября 1392 года святитель Иаков мирно почил в стенах своей обители. Мощи его находятся под спудом у северной стены соборного храма. Местное почитание святителя Иакова началось сразу же после его преставления. Официально Церковью он причислен к лику святых на Церковном Соборе в 1549 году.


Собор в честь Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы


   Основанный в конце XIV века Зачатьевский собор, как и все другие строения обители, был деревянным. В 1686 году деревянный храм разобрали, на его месте построили каменный собор, освященный митрополитом Ионой (Сысоевичем) во имя Живоначальной Троицы. Подобно другим; храмам, построенным в это время собор имел шатровую колокольню о шести колоколах. В 1725 году усердием епископа Ростовского Георгия (Дашкова) был пристроен к Троицкому собору с северной стороны каменный Зачатьевский придел. В 1754 году по указу святителя Арсения (Мацеевича; † 1772) соборный храм обители был переосвящен в честь Зачатия праведной Анною Пресвятой Богородицы, а придел — в честь святителя Иакова. В Зачатьевском соборе хранились чудотворная Ватопедская икона и особо чтимая Боголюбская икона Пресвятой Богородицы с припадающими Ростовскими чудотворцами. Обе эти иконы принадлежали святителю Димитрию и были принесены в храм вслед за его гробом. Они почитались богомольцами еще до обретения святых мощей святителя Димитрия, в последующие годы были богато украшены. Именно с Зачатьевской церковью связано волнующее событие в духовной жизни России второй половины XVIII века — обретение святых мощей Димитрия, митрополита Ростовского. Перед входом в храм в 1836 году построена паперть, внутри она была расписана фресками. На паперти есть гробницы в виде саркофагов, слева погребены гробовой иеромонах Амфилохий (†1824) и архимандрит Иннокентий (†1847), справа — Полежаевы Михаил Михайлович (†1876) и Вера Леонтьевна (†1885). В б0-е годы XVIII века в собор был поставлен деревянный резной иконостас, выполненный специально для Зачатьевского храма резчиками С. Шоломотовым и С. Бочаровым. Иконы для иконостаса написал в 1780 году харьковский иконописец В. Вендерский. Как произведение художественной резьбы по дереву, иконостас Зачатьевского храма относится к уникальным памятникам прикладного искусства русского барокко, но в интерьере храма XVII века он выглядел чужеродным, что в прошлом веке отмечали многие паломники, в том числе и Государь Император Николай II во время посещения обители в 1913 году. В 1980-е годы резной иконостас был разобран.







Православия ревнитель и раскола искоренитель Святитель Ростовский Димитрий.


   Особый период в жизни монастыря связан с именем святителя Димитрия Ростовского. Святитель Димитрий, нареченный в Святом Крещении Даниилом, родился 11 декабря 1651 года в селе Макарове близ Киева, в семье Саввы Григорьевича Туптало († 1703), казака, дослужившегося до полкового сотника, затем принявшего иноческий постриг в Киевском Кирилловском монастыре и умершего 103 лет от роду. Мать Даниила, Мария Михайловна, умерла в 1689 году. В 1660 году сотник Савва с семьей переселился в Киев, где купил дом на Подоле. Учиться грамоте Даниил начал дома, а с 1662 года продолжил учебу в Киево-Могилянской коллегии. Ректором ее в то время был Иоанникий Галятовский, известный писатель и проповедник. Преподаватели Коллегии стремились сделать из своих учеников искусных борцов с пропагандистами унии и католичества. Большое внимание придавалось знанию латинского языка как литературного языка всей Западной Европы. Изучение рукописей святителя показало, что он свободно владел латинским языком, а также польским, знал он и греческий язык. На восемнадцатом году жизни, 9 июля 1668 года, в Киевском Кирилловском монастыре Даниил принял иноческий постриг с именем Димитрий — в честь великомученика Димитрия Солунского. Келейная молитва, строгий пост, неопустительное посещение храма Божия, чтение душеполезных книг были ежедневными занятиями Димитрия, которыми очищалась и просвещалась душа его. В Кирилловском монастыре он начал свое знакомство с латинской, южнославянской церковной и исторической литературой, знание которой скажется позднее в его писательских трудах. В 1669 году, 25 марта, в Каневе Димитрий был посвящен в иеродиакона, а в 1675 году, 23 мая, архиепископом Лазарем (Барановичем) рукоположен в иеромонаха. В 23 года он стал известным проповедником. Его проповеди со вниманием слушали в Чернигове, Вильне, Батурине, Слуцке. Иеромонах Димитрий весь свой дар красноречия направил на защиту Православия, против насилия униатов.
   В 1680-е годы архимандрит Киево-Печерской Лавры Варлаам (Ясинский), проповедник обители, заведовавший типографским делом, задумал издание полных Четьих-Миней. В 1680 году в Москве он ходатайствовал перед Патриархом Иоакимом о выдаче ему Великих Макарьевских Четьих-Миней для составления новых. 6 мая 1684 года в Киево-Печерской Лавре состоялся собор лаврских старцев и братии под председательством архимандрита Варлаама. Собор благословил Димитрия на особое послушание — составление житий святых. Первая книга Житий, отпечатанная в типографии Киево-Печерской Лавры, вышла в 1688 году. Она охватывала сентябрь — ноябрь. Затем, в 1695 году, напечатана была вторая книга житий (декабрь, январь, февраль), а в 1700 году — третья книга (март, апрель, май). Святитель Димитрий весь ушел в многосложный материал, жил все эти годы постижением духовных подвигов Божиим угодников и молитвами. Свой труд святитель Димитрий закончил уже в Ростове, куда царь Петр I назначил его митрополитом.
   1 марта 1702 года, в воскресенье второй седмицы Великого поста, святитель Димитрий прибыл в Ростов. Народ встречал его на окраине города в Иаковлевском монастыре, одном из ближайших к Московской заставе. В Зачатьевском соборе святитель Димитрий отслужил благодарственный молебен и, выходя из храма, пророчески указал место своего погребения в юго-западном углу церкви, сказав: Се покой мой, зде вселюся в век века.
Многолетний изнуряющий труд сильно подорвал здоровье святителя Димитрия, но, несмотря на болезни, он полностью отдавался архипастырскому служению. В любую погоду — ненастье, жару, мороз — владыка ездил по храмам обширной митрополии. С горячими проповедями выступал он против раскола, который мешал духовному единению русских людей. При Архиерейском доме святитель Димитрий открыл Духовную школу, где обучалось около 200 детей разных сословий. Такое учебное заведение было вторым в России после Московского. Школа делилась на три класса: низший (грамматический), средний (латинский), высший (философский). В грамматическом классе дети проходили полный курс грамматики за три года. Кроме того, в школе изучали латинский и древнегреческий языки, нотное пение, стихосложение, риторику. Это училище было любимой заботой святителя, и на содержание его он отдавал все свои средства. Святитель Димитрий часто навещал эту школу, читал и толковал детям Священное Писание, наставлял их с большим вниманием и заботой.
   Ростовская школа святителя Димитрия положила начало открытию школ при архиерейских домах во всех российских епархиях. По праздникам и в дни именин учителей ученики произносили речи в стихах, ими написанные. Сам святитель Димитрий в первый год пребывания в Ростове написал для школы Рождественскую драму, поставленную 24 декабря 1702 года. Драмы он писал еще в бытность свою на Украине и позднее — в Ростове. Много внимания владыка уделял пастырям, на которых он возложил обучение прихожан молитвам.
   Святителя любили, часто после службы прихожане окружали его, прося разрешить их недоумения. Уважали его и за многолетний подвижнический книжный труд, за скромный образ жизни.
   Кроме Житий святых святитель Димитрий оставил после себя многочисленные богословские труды, в которых он толкует догматы Православной Церкви, обличает заблуждения раскола и сект, является церковным историком. Писал святитель Димитрий также и духовные стихи, драматические произведения. Свой литературный талант, свои многосторонние познания принес святитель Димитрий в дар Православной Церкви, Его произведения получили широкое Распространение не только в России, но и в Болгарии, Сербии, Румынии.
   Семь лет, восемь месяцев и двадцать шесть дней подвизался святитель Димитрий на Ростовской кафедре. 28 октября 1709 года последовала блаженная кончина святителя. Тело святителя было облачено в архиерейские одежды, заранее им самим приготовленные. В гроб, под голову и тело, по его желанию были положены черновики его трудов. Гроб был поставлен в домовый храм ростовских архиереев — церковь Спаса Всемилостивого (Спаса на Сенях). В тот день по пути в Толгу в Ростов прибыла царица Параскева Феодоровна с царевнами Екатериной, Параскевой и Анной Иоанновнами. В их присутствии совершена была первая соборная панихида. 30 октября по желанию царицы гроб с телом святителя Димитрия был перенесен в Успенский собор и здесь была совершена вторая панихида. Около месяца тело святителя Димитрия находилось в Успенском соборе в ожидании прибытия Местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского), друга почившего. Святителя Димитрия погребли согласно его завещанию в соборе Зачатьевской обители 25 ноября. На месте погребения была воздвигнута деревянная гробница со стихами-эпитафией, написанная митрополитом Стефаном. Кроме библиотеки, после святителя Димитрия ничего не осталось.
   Обретение мощей святителя Димитрия произошло 42 года спустя после его кончины. 21 сентября 1752 года при починке церковного пола обнаружен был гроб. Крышка гроба от обрушившихся сверху бревен оказалась разбитой и сквозь разлом были видны митра и святительские одежды, не тронутые тлением. Мощи святителя Димитрия трижды освидетельствовали церковные иерархи. В то время под влиянием Запада и раскольников в обществе бытовало мнение о невозможности новых явлений святости. И вот, обретены мощи первого святого в Синодальный период истории Русской Православной Церкви. Народ, услышав об обретении святых мощей, толпами спешил к новоявленному святому, и при гробе его многие получали исцеление. Митрополит Арсений (Мацеевич) дал распоряжение эконому Иаковлевского монастыря завести особую тетрадь, куда исцеленные могли бы сами записывать свои рассказы о помощи угодника Божия по их молитвам. Большая рукописная книга, куда занесены чудеса за время с 1753 по 1764 г.; хранится в архиве Ростовского музея. Описано 288 исцелений. Некоторые из них были обнародованы позднее в книге «Слава святителя и чудотворца Димитрия, митрополита Ростовского».
В 1757 году состоялось прославление святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Тогда же было установлено праздновать ему в день обретения мощей 21 сентября и 28 октября — в день преставления. По поручению Святейшего Синода святитель Арсений, митрополит Ростовский, тогда же написал Житие святого Димитрия, а епископ Переславский Амвросий (Каменский) составил службу.
   В 1758 году усердием Императрицы Елизаветы Петровны из первого серебра, добытого в ее царствование на Колыванских рудниках, была устроена для мощей святителя рака, в которую они с благоговением и были переложены.


Дмитровский храм.


   1795—1801 годах в обители была построена церковь во имя Ростовского святителя Димитрия, чудотворца. Строительство велось в основном на средства графа Николая Петровича Шереметева его крепостными архитекторами Душкиным и Мироновым. Граф Н. П. Шереметев был самым крупным благотворителем Спасо-Иаковлевской Димитриевой обители, которую в течение всей своей жизни не забывал. Кроме денег он присылал сюда облачения, золотую и серебряную церковную утварь. Даже после смерти Н.П.Шереметева монастырь получил золотую митру с драгоценными камнями на раку с мощами святителя Димитрия, выполненную в Санкт-Петербурге по завещанию графа.
   Граф Н.П.Шереметев стремился построить храм, достойный святых мощей великого угодника Божия, это и определило торжественный стиль постройки. По окончании же строительства высшее духовенство, приняв во внимание завещание самого святителя Димитрия, не благословило перенесение мощей святителя из Зачатьевской церкви во вновь построенный храм. Лишь начиная с 1909 года мощи ежегодно с 25 мая по 28 октября пребывали в храме его имени. Перенесение мощей всегда сопровождалось торжественным крестным ходом вокруг монастыря при большом стечении народа. В трапезной были устроены два придела: слева — святого великомученика Димитрия Солунского, справа — святителя Николая Чудотворца — Небесных покровителей святителя Димитрия и графа Николая Петровича Шереметева. Димитриевский храм был холодным, приделы же его отапливались, и здесь в течение всего года совершалась ранняя Литургия, за которой поминали род Шереметевых.


Церковь во имя святителя Ростовского Иакова.


   Храм во имя основателя обители святителя Иакова был построен 1836 году на месте Иаковлевского придела Зачатьевского собора. Строительство храма было осуществлено усердием архимандрита Иннокентия на средства графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской.


Преподобный Авраамий Ростовский.


С 1991 года в Спасо-Иаковлевском Димитриевом монастыре находятся святые мощи преподобного Авраамия Ростовского († ок. 1073-1077). Они почивают открыто в раке, расположенной слева от иконостаса как в зимнем Иаковлевском храме, так и после перенесения в Димитриевский храм на лето. Преподобный Авраамий — просветитель края и родоначальник ростовского монашества, основатель первого монастыря в Северо-Восточной Руси. Согласно Житию преподобного Авраамия, он пришел в Ростов в преклонном возрасте. Здесь в то время многие в городе поклонялись языческому идолу Велесу: «не убо вси прияше святое крещение, но Чудской конец покланяшеся идолу каменну». Авраамий много молился о сокрушении истукана. Однажды ему явился старец и, узнав о скорби преподобного, поведал ему, что он сможет сокрушить идола, если посетит Царьград, храм Апостола Иоанна Богослова. Преподобный не прошел и пяти верст по дороге от Ростова, как на берегу реки Ишни ему явился Апостол Иоанн Богослов, который вручил преподобному Авраамию жезл, венчающийся крестом. Этим жезлом и именем Апостола Иоанна Богослова преподобный сокрушил каменного идола Велеса на Чудском конце Ростова. На месте, где стоял истукан, преподобный основал Богоявленский монастырь, первый в Северо-Восточной Руси. Преподобный Авраамий был первым архимандритом в основанной им обители. Святой твердо противостоял искушениям диавола, его жизнь была наполнена молитвой и постом. Год преставления преподобного неизвестен, погребен он был в своей обители, а 29 октября 1210 года обрели его мощи. Канонизирован преподобный Авраамий Ростовский еще до Макарьевских Соборов 1547— 1549 годов. Жезл преподобного Авраамия, которым он сокрушил идола Велеса, хранился при мощах его и был взят из монастыря царем Иоанном IV Васильевичем в 1553 году для похода на Казанское ханство. После взятия Казани царь торжествовал победу, сходную с победой святого над язычеством. В 1553 году царь приезжал в Ростов на освящение каменного собора в Богоявленском монастыре, построенного царской казной в благодарность за отъятую от гроба преподобного трость. Этот жезл имел навершие — шестиконечный крест.







 В монастыре на мощах преподобного хранится копия этого креста.


.

Copyright MyCorp © 2017