[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления о Священном Писании » Псалтир » Пс.76.
Пс.76.
dionisiy1500Дата: Вторник, 27.05.2014, 08:51 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
Пс.76.1

Почему я решил поразмышлять о смыслах 76 псалма? Наверно потому, что читаю его ежедневно, и мне важно внятно видеть его смыслы.

Предваряю свое мнение мнениями отцов, собранными Евфимием Зигабеном.  Каждый из отцов, когда высказывался, то имел в виду некоторую цель.

Такая цель есть и у меня: благоустроить свои делания.

Пс.76.

ЕЗ (Евфимий Зигабен)

В конец, о Идифуме, псалом Асафу

Надпись на этом псалме: в конец, потому что он пророчествует о том, что понесет в Вавилоне пленный еврейский народ и о том, какие слова, как должно думать, он имел там говорить. А воспет был этот псалом начальником хора - Асафом, вместо Идифума, по изъяснению Феодорита и Евсевия. Ибо кажется, что сей псалом дан был псалмопевцу Идифуму. Но как Идифуму время не позволило пропеть его, то за него пропел оный Асаф. Почему и Симмах это выразил так: за Идифума. А составлен от лица находившегося в вавилонском плену народа, по освобождении, как сказывает Феодорит, приносящего пение Богу *).

*) Афанасий согласно с Евсевием говорит, что поелику Идифум оплакивал совершенное отвержение евреев и имел нужду в учении касательно промысла Божия, хромая, как кажется по причине видимой несоразмерности дел счастья (дел), посем обратился с вопросами к Давиду; то посему этот псалом и сочинен в пользу Идифума.


***

1 В конец, о идифуме, псалом асафу.

ИДИФУМ (хвала, восхваляющий).

АСАФ (собиратель).

Хорошо, когда вещь приведена в совершенство (в конец). Также полагаю хорошим, когда человек промышляет о том, чтобы стать совершенным. Он имеет и совершенный образец совершенства – Бога.

В Боге можно видеть частные совершенства – хвалы (идифум). Человек может собирать их (асаф). Чем больше соберет их в себе в согласии единства, тем будет совершенней (в конец).

Человек может делать или созерцать.

Полагают (ЕЗ), что псалом есть скорее делание в отличие от песни (созерцания).

***


Богу нашему слава. Аминь.
 
dionisiy1500Дата: Вторник, 27.05.2014, 11:11 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
ПС.76.2.

(ЕЗ) 

 Cт. 2. Гласом моим ко Господу воззвах.

Я, говорит, народ иудейский, когда был пленным в Вавилоне, воззвал *).

   *) Слова Златоуста: Что значит: голосом моим. То, что кто кричит на врагов, тот кричит голосом зверей и змий, а кто взывает о спасении своем, тот взывает своим голосом. Слова Оригена: Что же значит: ко Господу? то, что голос многих не возносится ко Господу, как не происходящей по воле Господа, а праведника не только молитвенный, но и всякий голос посвящен Господу, потому что он всегда говорит должное, и весь богоугодный, так и мы, когда не молимся Ему предавшись Ему всею душею, но только молимся во время молитвы, мы будем взывать к Богу гласом, но как не молимся чистым голосом, мы не будем услышаны.

   Гласом моим к Богу и внят ми. И здесь общий глагол подразумевается: я воззвал. Надобно знать, что начало глагола: воззвах, делает излишним речение: гласом моим, потому что кто взывает, тот громким голосом взывает. Впрочем и это относится к особенности еврейского языка, что в нем употребляются излишние слова, как и здесь, где сказано дважды: гласом моим. Может впрочем сие речение: голосом моим - означать и усиление вопля: я, говорит, воззвал к Богу громко и пламенно: почему Он и помог мне *)

   *) Слова Оригена: Я, хотя Бог и внял мне, по безумию моему не чувствую, что Он внял мне. Но кто простерся вперед и сделал уже успех, тот не бесчувствен в отношении ко вниманию или отвращению Божию. Потому-то и говорит: Ты внял мне, а в другом месте: для чего отвращаешь лице Твое от меня? Слова Афанасия и Евсевия: Псалом этот учит Идифума не думать, что Бог отстоит далеко от вопиющих к Нему, но что Он близок призывающим Его и что в тесных обстоятельствах должно прибегать к одному Богу и у Него находить утешение. Потому-то и в начале (псалма) говорит: голосом моим к Богу, и Он внял мне.


***

2 Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми.

Тварь естественно (гласом своим) взывает к Творцу и Он ее слышит (внят).

Неживая – тем, что есть. Живая – жизнью. Чувственная – чувством. Словесная – разумом. Умная – умом.

Человек прежде всего словесен (разумен). Потому, если хотим быть разумно услышаны Богом, то должны быть разумны. Разумно обратимся к Богу, и Бог разумно ответит нам. О Давиде написано, что он все делал, смысля, то есть разумно.

Что будет, если главным в обращении к Богу сделаем чувство?

Думаю, Бог подаст нам переживания – пищу для чувства.

***


Богу нашему слава. Аминь.
 
dionisiy1500Дата: Вторник, 27.05.2014, 12:34 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
Пс.76.3

(ЕЗ)
 

 3. В день скорби моея Бога взысках.

Речение: взысках, выражает прилежное, усильное искание: я, говорит, искал Тебя, Господи, всем сердцем моим, чтобы Ты помог и утешил меня в скорби моей *).

   *) Слова Афанасия: Такая, говорит, скорбь окружила душу мою, что не только в продолжении дня занимаюсь молитвами, но и ночное время провожу в том же занятии.

   Рукама моима, нощию пред Ним, и не прельщен бых. И здесь подразумевается общий глагол: взыскал. Как же искать Бога? Руками, говорит, то есть, когда кто простирает руки свои в молитве, по словам Симмаха, притом в ночное время, когда т. е., по словам Феодорита, бывает тишина и свобода. Далее: пред Богом, т. е. пред тем, Который видит все. Некоторые под руками разумеют действия, под ночью - скрытность от людей, то есть, я взыскал Бога посредством добродетельных действий и скрытно, - так что не приметил сего ни один человек. Посему взыскав Бога таким образом, в надежде, что найду Его помощником себе, я не обманулся надеждою моею, и, по словам Афанасия, не напрасно трудился, т. е. не лишился желаемаго, но получил Его, как плод молитвы, по словам Феодорита *). Слова сии приличны и народу иудейскому на время возвращения его из Вавилона в Иepyсалим, и каждому христианину избавленному от опасностей **).

   *) Некоторые прилагают сии слова Давида к осязанию Фомы: осязав рукою бок Спасителя, он не обманулся, но удостоверился, что Он есть Господь и Бог его, и не кто другой.
   **) Некто (другой) говорит: Многие во время постигающих их скорбей, будучи омрачаемы скорбями, даже не молятся, тогда как напротив того в сие-то время и надлежало бы возсылать молитву. Ты увидишь, что и провожающие своих покойников ленятся возсылать молитву Богу, как будто потому, что тогда не время молиться. Найдешь также, что другие потеряли имущество, угнетены печалью и не радят идти на молитву; между тем как праведный усиливает свою молитву во время скорби. Итак можно сказать что это доблесть во время приключения скорби, наипаче тогда искать Бога и искать руками, то есть действиями.

   Отвержеся утешитися дух мой. Отреклась, говорит, иначе отчаялась душа моя и не приняла утешения от людей; потому, что скорбь моя была чрезмерна и весьма тяжка и выше всякого человеческого утешения.


***

3 В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя.

Когда в душе человека бывает день, то он действует, как человек, а когда ночь, то он более похож на зверя. К нашему стыду «зверь» есть истинное наше состояние.

«3 возвещати заутра милость твою и истину твою на всяку нощь»  Пс.91.3.

Потому, когда в нашей душе божественной милостью возсияет утро покаяния, и мы будем со скорбью вспоминать свои страстные действия, не примем текущее состояние за истинное, не прельстимся благополучием покаяния, не утешимся тем, что мы сейчас.

Напротив, не перестанем помнить свой грех, не перестанем в разуме и духе (рукама) возрастать в Бога, чтобы быть праведным не иногда, но всегда.

***


Богу нашему слава. Аминь.
 
dionisiy1500Дата: Вторник, 27.05.2014, 13:36 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
Пс.76.4

(ЕЗ)

4. Помянух Бога и возвеселихся.Единственным, говорит. утешением в толиких скорбях моих я имел воспоминание о Боге. Ибо, памятуя, что Бог может освободить меня, я утешался, и, по словам
Феодорита, радовался. Какое удобоприобретаемое утешение! *).

*) Слова Григория Богослова: Отреклась от утешения душа моя. Видишь ли в сих словах беспечность и отчаяние? Что говоришь? Ты не приемлешь утешения? не надеешься отрады? так говорит великий Давид. который в скорбях распространяется. Что же делать мне малому, слабому, не имеющему такого духа? Давид колеблется, кто же спасется? Какую помощь найду в злостраданиях, или какое утешение? На сие ответствует тебе Давид, великий врач. К кому прибегнуть? от меня хочешь знать сие? надобно только пожелать, только устремиться. Утешение
близко,- я помянул Бога и возвеселился. Что легче воспоминания? Воспомяни и ты, и возвеселись. Какое удобное врачевство? какое скорое врачевание! какое величие дара! Воспомяни о Боге; и Он не только успокаивает малодушие и скорбь, но производит и радость (Слово к жителям Haзианза). Слова Оригена: Где воспоминание о Боге, там страсть исчезает, напротив где страсть, там нет
памятования о Боге. Посему-то не в смерти тот, кто воспоминает о Боге. Итак если и памятование о Боге веселит, то что доставит самое явление Его тому, кто чувствует его? к сему прибавлю: и имя весьма веселит. Слова Афанасия: Я не принимал никакого человеческого утешения, но веселие сердца было для него одно только воспоминание о Боге. И слова Аполлинария в пророческом стихе: я отрекся умом внимать утешающему.

Размышлях ималодушствоваше дух мой. Άδολεσχία (размышление) собственно значит многословие и пустословие, как сказано: "сказывали мне беззаконники пустых много слов" (Пс. 118, 85); означает также и размышление и беспокойство, в каковом значении стоит и здесь: я говорит, размышлял в самом себе и беспокоился, как бы мне освободиться от скорбей, и поелику я не находил свободы от них, то унывала и упадала в духе душа моя. В таковом значении размышления и беспокойства принимается άδολεσχία и в следующем месте: о заповедях Твоих я
буду размышлять, и в следующем: раб Твой размышлял об оправданиях Твоих, и во многих других изречениях 118-го псалма. Называется также άδολεσχία и молитва, как в словах Анны: от множества углубления моего, (то есть в прилежной молитве моей) я истаевала доселе (1 Цар. 1, 16).

***

4 Помянух Бога и возвеселихся, поглумляхся, ималодушствоваше дух мой.

Следует наблюдать, чем занята душа.

Когда смотрим на Бога умно (помянух), тогда переживаем красоту его любви (возвеселихся).

Напротив, когда размышляем о страстных движениях мира (поглумляхся), то переживаем мятеж
противных стремлений (малодушствоваше духмой). Такой же мятеж имеем, размышляя и о духовных вещах.

Думаю, хорошо после любого размышления вернуться к умному предстоянию Богу:

«Гениально посредством сих они прошли по истинномуи безошибочному пути (τρόπον) согласного с природой движения через препятствия настоящего века, чувство, обладающее лишь простыми духовными логосами чувственных [предметов] посредством разума (του λόγου) возвели к уму; разум [= слово] единовидно в простом и нераздельном образе мысли соединили с умом, имеющим логосы сущих; а ум, совершенно отрешенный от движения вокруг всех сущих и упразднившийся от самого своего естественного действия,принесли Богу, и в нем всецело собравшись к Богу, удостоились целиком раствориться во всецелом Боге через посредство Духа, нося в себе, насколько это возможно человекам, весь образ Небесного [Отца], и столько впитали в себя божественного отблеска, если позволено будет так сказать, что и сами, быв впитаны, сопричлись Богу»  (Максим Исповедник)

***


Богу нашему слава. Аминь.
 
dionisiy1500Дата: Среда, 28.05.2014, 08:35 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
Пс.76.5.

(ЕЗ)

5. Предваристе стражбы очи мои. Tе, которые держат стражу при войсках, разделяют ночь на четыре стражи, или смены, уступая каждой смене на три часа и попеременно сторожат один после другого. Итак Давид здесь говорит: глаза мои предупреждали все ночные сии стражи, то есть, бодрствуя, по словам Феодорита, целую ночь, они предупреждали времена сих стражей. Потому что, по причине беспокойства и размышления ума моего сон убегал от очей моих. Или глазами называет наблюдавших за ним врагов, как бы так: наблюдавшие за мною враги приходили до начала ночных стражей для бодрого наблюдения за мною *).

   *) Слова Оригена: Подобное нечто представляй и об очах праведника, соблюдающего увещание писания: всяким хранением блюди свое сердце. Ибо как много стражей у городов, из которых враг делает нападение, которых человек должен блюсти себя и глазами и умом, то вперед заняв все стражи, (праведник) смотрит, не нападут ли враги каким-нибудь способом, найдя место стража неохраняемым. Слова Евсевия: Находясь постоянно в такой неусыпности и бодрствуя все ночи, я заботился о подчиненных мне народах. Почему и стихотворец сказал: Не должно всю ночь спать старейшине народа, которому вверено столько народов и столько попечений.

   Смятохся и не глаголах. Смутился, говорить, от скорбей; но однакож я не обнаруживал сего моего смущения пред врагами, чтоб они еще более не порадовались обо мне *).

   *) Некто говорит: Итак если и ты возмущен печалью, или гневом; то как добрый возница обуздай свой язык; удержи слово, имеющее сорваться с языка с (зубов). Когда успеешь в этом, то и не будешь смущаться. Слова Феодорита: У меня самого душа моя смущалась, ибо я не пожелал объявить свои мысли другим.


***

5 Предваристе стражбы очи мои: смятохся и не глаголах.

Хорошо, когда человек в мире предстоит Богу.

Если наблюдаем в себе возмущение, то это свидетельствует о нападении невидимых врагов.

К нападению следует приготовиться заранее. Человек должен знать, как будет выглядеть нападение, и что ему следует делать.

***

Если увидим в себе смущение, то сначала рассмотрим свои мысли.

Если мысли злые, то не станем их мыслить, но вернемся покаянием к памятованию о Боге.

Если мысли о божественных вещах, то извлечем из них полезные смыслы и вернемся покаянием к памятованию о Боге.

Нет смысла сообщать о том, что происходит, кому-то еще.

***


Богу нашему слава. Аминь.
 
dionisiy1500Дата: Среда, 28.05.2014, 09:55 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
Пс.76.6

(ЕЗ)


6. Помыслих дни первыя, и лета вечная помянух и поучахся. Я, говорит, помыслил о днях древних, то есть, о днях Моисея и Иисуса Навина, как тогда предки наши иудеи освободились от рабства Египту, по сказанию Феодорита, как проходили они, не омочив ног, Красное море и как, получив бесчисленные благодеяния, вошли со славою в обетованную землю. А летами вечными называет древние. Так мы говорим: от века, вместо: издревле. Дни древние, о которых сказал прежде, в предложении речи назвал вечными летами. Побуждаясь сим, некоторые дали другое значение словам: предупредили стражи глаза мои, то есть, глаза души моей, иначе, ум мой помыслил об образе жизни моей; ибо жизнь есть ночь по причине заблуждения, находящегося в ней; а стражи жизни суть различные роды жизни, то есть, до закона, во время закона и евангельский. Итак Давид говорит, что он, помыслив о двух родах жизни: до-законном и подзаконном, не нашел в них примера оставления иудеев, подобного последующему. Посему Бог помогал и патриархам, бывшим до закона и подзаконными, а когда настал евангельский образ жизни, тогда наступило совершенное и всегдашнее порабощение иудеев Римскими войсками. О таковых стражах сказал и Господь в тех словах, которыми ублажает бдящих: И если придет (господин) во вторую стражу, и в третью стражу придет, и найдет их таковыми же (т. е. бдящими), блажены рабы те (Лук. 12, 38).

***

«помыслих дни первыя»

Бог просвещает всякого человека грядущего в мир, и без Его просвещения никто ничего не познает.

О «первых днях», устроенных Богом, можно прочитать в Быт.1.

Каждый из  первых дней есть особенный свет.

Человек, просвещаемый всеми светами, правильно возрастает в Бога.

***

«и лета вечная помянух»

Когда говорят «лето», то, думаю, имеют в виду жизненный цикл плодоношения. От семени до плода.

В вечности вещи имеют начало, но не имеют конца.  Христиане еще в этой жизни должны помнить об этом, когда будут разумно устраивать свою жизнь.

***

«и поучахся»

Человек поучается и тогда, когда умно предстоит Богу, и тогда, когда размышляет.

В первом случае, он утверждается в умном предстоянии.

Во втором, он совершенствует предстояние. Хорошо учесть божественные светы при устроении нового предстояния и не забыть, что ему предстоит быть в вечности.

***


Богу нашему слава. Аминь.
 
dionisiy1500Дата: Суббота, 31.05.2014, 11:02 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
Попробовал предварять свои мнения мнениями отцов. Ради тех, кто не принимает мои мнения (???).

Результат оказался отрицательным. И противников не обратил, и доброжелателей запутал.

Причина в нарушении законов риторики. Нельзя угодить всем сразу.

В дальнейшем буду писать свои мнения (для себя и для своих), а мнения отцов буду учитывать неявно там, где они будут соответствовать выбранной точке зрения.

***

Тему Пс.76. перепишу заново.

***


Богу нашему слава. Аминь.
 
Форум » Размышления о Священном Писании » Псалтир » Пс.76.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: