Движения души и молитва
|
|
dionisiy1500 | Дата: Вторник, 11.04.2017, 08:21 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2189
Статус: Offline
| Наблюдая дискуссию в теме «Умное делание», подумал, что хорошо хотя бы несколько определить и само умное делание и вещи, постигаемые умом.
В качестве начала для размышлений, думаю, можно использовать мысли Максима Исповедника:
VIII (V,4). Каким образом и сколько существует движений души
Ибо[святые знают], будучи просвещаемы благодатью, что у души есть три главных движения, сводимые к одному - умное, словесное и чувственное. И одно [называют] простым и неизъяснимым, по коему душа, непознаваемо двигаясь около Бога, ни коим образом не познает Его ни в чем из сущих по причине превосходства; другое же - определяющим причину неизвестного, по коему естественно двигаясь [душа] прилагает к себе все естественные логосы, изображающие познанное лишь по [его] причине, посредством действия свойственного изучению; а третье - сложным, по коему соприкасаясь с внешним, как от неких символов запечатлевает [82] в себе самой логосы видимых. (М. И., Амбигвы к Иоанну)
*
Первая мысль, умное движение оказывается простым и неизъяснимым.
Единственное, что можно сказать о нем, есть направление движения — вещь, на которую направлено внимание.
Вторая мысль, умное движение всегда (должно быть) направлено к Богу.
*
Казалось бы, что подвижник может умно обратиться к Богу, если устранится от всего сущего.
Может быть, кто-то сумел бы так устраниться, но Евангелие
мф14:24 Корабль же бе посреде моря влаяся волнами: бе бо противен ветр. мф14:25 В четвертую же стражу нощи иде к ним Иисус, ходя по морю. мф14:26 И видевше его ученицы по морю ходяща, смутишася, глаголюще, яко призрак есть: и от страха возопиша. мф14:27 Абие же рече им Иисус, глаголя: дерзайте: аз есмь, не бойтеся. мф14:28 Отвещав же петр рече: Господи, аще ты еси, повели ми приити к тебе по водам. Он же рече: прииди. мф14:29 И излез из корабля петр, хождаше по водам, приити ко Иисусови: мф14:30 видя же ветр крепок, убояся, и начен утопати, возопи, глаголя: Господи, спаси мя. мф14:31 И абие Иисус простер руку, ят его и глагола ему: маловере, почто усумнелся еси? мф14:32 И влезшема има в корабль, преста ветр.
показывает нам, что даже первый из апостолов не смог прийти ко Господу устранившись от сущих (по водам).
Ему пришлось призвать на помощь Господа (Господи, спаси мя), и утвердиться в умном хождении божественной благодатью (Иисус простер руку, ят его).
*
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |
dionisiy1500 | Дата: Вторник, 11.04.2017, 12:44 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2189
Статус: Offline
| Что будет, если какой-либо человек, желая умно предстоять Богу, устранится вниманием от всего сущего?
Что он увидит?
Думаю, увидит то, что ему явится.
А явится ему устроение его ума, разума и чувства.
быт1:6 И рече Бог: да будет твердь посреде воды, и да будет разлучающи посреде воды и воды. И бысть тако. быт1:7 И сотвори Бог твердь, и разлучи Бог между водою, яже бе под твердию, и между водою, яже бе над твердию. быт1:8 И нарече Бог твердь небо. И виде Бог, яко добро. И бысть вечер, и бысть утро, день вторый. быт1:9 И рече Бог: да соберется вода, яже под небесем, в собрание едино, и да явится суша. И бысть тако. И собрася вода, яже под небесем, в собрания своя, и явися суша. быт1:10 И нарече Бог сушу землю, и собрания вод нарече моря. И виде Бог, яко добро. быт1:11 И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем, по роду на земли. И бысть тако. быт1:12 И изнесе земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем, по роду на земли. И виде Бог, яко добро. быт1:13 И бысть вечер, и бысть утро, день третий. быт1:14 И рече Бог: да будут светила на тверди небесней, освещати землю и разлучати между днем и между нощию: и да будут в знамения и во времена, и во дни и в лета, быт1:15 и да будут в просвещение на тверди небесней, яко светити по земли. И бысть тако. быт1:16 И сотвори Бог два светила великая: светило великое в начала дне, и светило меншее в начала нощи, и звезды: быт1:17 и положи я Бог на тверди небесней, яко светити на землю, быт1:18 и владети днем и нощию, и разлучати между светом и между тмою. И виде Бог, яко добро. быт1:19 И бысть вечер, и бысть утро, день четвертый. быт1:20 И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и птицы летающыя по земли, по тверди небесней. И бысть тако. быт1:21 И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животных гадов, яже изведоша воды по родом их, и всяку птицу пернату по роду. И виде Бог, яко добра. быт1:22 И благослови я Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните воды, яже в морях, и птицы да умножатся на земли. быт1:23 И бысть вечер, и бысть утро, день пятый. быт1:24 И рече Бог: да изведет земля душу живу по роду, четвероногая и гады, и звери земли по роду. И бысть тако. быт1:25 И сотвори Бог звери земли по роду, и скоты по роду их, и вся гады земли по роду их. И виде Бог, яко добра.
*
А где же Бог?
Бога видят те, кто по образу Божию.
Падший человек видит лице отца своего, дьявола.
**
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |
dionisiy1500 | Дата: Вторник, 11.04.2017, 17:41 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2189
Статус: Offline
| Подведу итоги:
Умное движение (умное делание) души само по себе не спасает, его и не бывает отдельно от остальных движений.
Правильно говорить о движении души, которое состоит из умного, разумного и чувственного движений.
**
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |
dionisiy1500 | Дата: Вторник, 11.04.2017, 17:42 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2189
Статус: Offline
| Разумное движение души
VIII (V,4). Каким образом и сколько существует движений души
Ибо[святые знают], будучи просвещаемы благодатью, что у души есть три главных движения, сводимые к одному - умное, словесное и чувственное. И одно [называют] простым и неизъяснимым, по коему душа, непознаваемо двигаясь около Бога, ни коим образом не познает Его ни в чем из сущих по причине превосходства; другое же - определяющим причину неизвестного, по коему естественно двигаясь [душа] прилагает к себе все естественные логосы, изображающие познанное лишь по [его] причине, посредством действия свойственного изучению; а третье - сложным, по коему соприкасаясь с внешним, как от неких символов запечатлевает [82] в себе самой логосы видимых. (М. И., Амбигвы к Иоанну)
*
Назначение разумного движения души состоит в том, чтобы любую явившуюся вещь использовать как повод для исповедания Богу.
Бог не есть никакая из вещей мира, но Он есть ее причина.
Потому, когда нечто увидим в умном предстоянии, следует понимать, что это нечто отлучает нас от Бога, пусть даже это и ничто.
Исповедание обычно имеет вид молитвы: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя»
**
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |
dionisiy1500 | Дата: Вторник, 11.04.2017, 17:43 | Сообщение # 5 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2189
Статус: Offline
| [quote author=иеромонах Дионисий link=topic=53146.msg3744237#msg3744237 date=1491917377]
Исповедание обычно имеет вид молитвы: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя»
Почему отцы предпочитают такую молитву?
Думаю, это связано с устроением умного (ангельского) мира. Еще его называют Божественной Славой или Умом Христовым.
Ангельский мир имеет девять чинов: хранители, архангелы, начала, власти, силы, господства, серафимы, херувимы, престолы (снизу вверх).
*
Каждый человек являет себя таким, какой он есть, какова в нем сила быть.
Эта сила определяет законы, по которым он живет (власти), предпочитаемые им начинания (начала), знания о Боге (архангелы), навыки хранения доброго (хранители).
Если человек желает возрастать в познании Бога, то ему следует освободиться от власти греха (господства), очиститься от греха (серафимы), исполниться премудрости (херувимы) и утвердиться в Боге (престолы).
Нетрудно видеть, что Иисусова Молитва есть умная лестница, по которой восходят к Богу.
**
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |
dionisiy1500 | Дата: Вторник, 11.04.2017, 17:44 | Сообщение # 6 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2189
Статус: Offline
| Чувственное движение
VIII (V,4). Каким образом и сколько существует движений души
Ибо[святые знают], будучи просвещаемы благодатью, что у души есть три главных движения, сводимые к одному - умное, словесное и чувственное. И одно [называют] простым и неизъяснимым, по коему душа, непознаваемо двигаясь около Бога, ни коим образом не познает Его ни в чем из сущих по причине превосходства; другое же - определяющим причину неизвестного, по коему естественно двигаясь [душа] прилагает к себе все естественные логосы, изображающие познанное лишь по [его] причине, посредством действия свойственного изучению; а третье - сложным, по коему соприкасаясь с внешним, как от неких символов запечатлевает [82] в себе самой логосы видимых. (М. И., Амбигвы к Иоанну)
*
Обратите внимание на то, что внешние вещи, тело и его части рассматриваются как некоторые символы.
К которому символу обратим чувство, в логосе того и будет совершаться действие молитвы.
Из всех символов мира лучшим для молитвы отцы определили сердце, которое есть образ полноты духа человека, его начало и его конец.
**
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |