Что такое монастырь
|
|
dionisiy | Дата: Пятница, 29.05.2009, 13:54 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 651
Статус: Offline
| (В 2009 году снимали фильм о нашем монастыре. Меня попросили написать несколько слов о том, как я понимаю монашескую жизнь. Получилась маленькая статья)
Что такое монастырь
Полагаю, оранжерея - организация Церкви, в которой создана полнота возможностей для духовного преуспевания насельников. В оранжерее выращивают редкие и экзотические цветы, а в монастыре – христиан с особенной красотой души.
Полнота возможностей монастырской жизни включает:
полноту богослужения,
наличие духовного наставничества,
особенный порядок жизни, определяемый уставом монастыря.
Монастырь есть организация, потому требует порядка в своих внутренних и внешних отношениях. Порядок обеспечивается системами управления (начальствования) и послушания. В отличие, например, от школ, где точно определено различие обслуживающего персонала и учащихся, в монастырях все обязанности предоставлены насельникам. Полагаю, для обеспечения духовного единства монастыря.
Существует мнение, что выполнение монастырских послушаний играет какую-то особенную роль в духовной жизни. Думаю, выполнение монастырских послушаний важно, но оно лишь одно из должного.
В литературе встречаются высказывания об абсолютной положительности совместной жизни, что достаточно собрать каких-то людей, назвать их братией, и это будет добро и красно. Совместная жизнь не обязательно добрая. Собрание разбойников правильнее назвать шайкой, а блудников – блудилищем.
Для того, чтобы собрание людей было монастырем, как мне кажется, должны быть выполнены условия, приведенные в 132 псалме Давида:
1 Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе? 2 Яко миро на главе, сходящее на браду, браду аароню, сходящее на ометы одежды его:
Во главе (целью и содержанием) жизни братии должны быть познание и прославление Божественного Имени (миро), являемые в красоте бесстрастия (брада) личного и общественного служения, и поощряющие делать более повеленного (ометы) Богом.
3 яко роса аермонская сходящая на горы сионския: яко тамо заповеда Господь благословение и живот до века.
Наличие благодати (роса), испрашиваемой молитвами духовного наставника, образовавшего себя по образу Троицы и чистотой веры всегда предстоящего Богу (Аермон – гора с тремя вершинами, всегда покрытыми снегом), на учеников, образующих себя по образу Церкви (горы сионские).
Монастырь определяется соединением в нем принципов: левитства и назорейства.
Принцип левитства определяет монастырь, как лучшую и ближайшую часть (молитвенную и хозяйственную) клира епископа. Епископ именуется священноархимандритом обители. В монастыре принято произносить молитву: « Молитвами святого владыки нашего …» Как бы предполагается, что монастырь живет в духе епископа, а молитва братии утверждает его дух.
Принцип назорейства определяет личную направленность духа подвижника к стяжанию большей чистоты, бесстрастия и любви. Подвиг происходит в духе духовного наставника или святого покровителя монастыря или, если кто может, в Божественном Духе.
В монастыре и в монашеской жизни соединяются церковное и личное, «Великая Церковь» и церковь сердца, служение и исполнение личного совершенства.
**
Простите ... Прошу Ваших молитв.
|
|
| |
schnecker | Дата: Понедельник, 30.08.2010, 20:36 | Сообщение # 2 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Статус: Offline
| С остальным пожалуй соглашусь, а вот с этим: Quote (dionisiy) В оранжерее выращивают редкие и экзотические цветы, а в монастыре – христиан с особенной красотой души. попрошу разъяснения, если можно В других местах Вы пишите, что монашество есть служение и жертва Богу. А здесь - эталон веры. Разумеется, одно другому не противоречит....., но возникают вопросы.... Духовный опыт оставим в покое, поскольку он сам собой копится со временем у верующего человека.... Тогда, если первопричиной монашества является жертва Богу (опять же обеты....), тогда вопрос - а нужна ли эта жертва Богу? Если же первопричина монашества - служение Богу, тогда вопрос - а разве нет более эффективных способов служения Богу, тогда священство больше служит Богу чем монашество!? А вот про эталон веры совсем непонятно.... :))) Вы поймите меня правильно, Батьшка.....; я ведь просто хочу разобраться.....; говорится ли где-нибудь по этому поводу? Если что, я Вам на слово поверю, ссылок на первоисточники совершенно не обязательно, дабы Вас не утруждать лишний раз.....:)
|
|
| |
dionisiy | Дата: Вторник, 31.08.2010, 07:11 | Сообщение # 3 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 651
Статус: Offline
| У священников благодать служебная, а у монахов личная. Разница примерно как елей помазания отличается от фимиама сложения. Подвизаться можно как угодно, но удобнее в монастыре. Служение нужно не Богу, но мне. И не только оно. Есть три вещи, которые лучше всего подходят к душе: послушание, служение и управление людьми ради Бога. Каждый человек выбирает свой путь и идет им. Мне лично нравиться быть монахом, священником и христианином. Простите...
Простите ... Прошу Ваших молитв.
|
|
| |
schnecker | Дата: Пятница, 03.09.2010, 21:52 | Сообщение # 4 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 3
Статус: Offline
| Золотые слова, спасибо Простите!? Да за что же мне Вас прощать, это Вы меня простите... Еще раз спасибо! А вот ещё вопрос, если не сложно Вам будет пояснить: Вы пишите: Во главе жизни братии должны быть познание и прославление .... Интересно, а какое место в жизни "рядового" монаха занимают изучение богословских дисциплин, Святого Писания, трудов Святых Отцов Церкви и т.п. И есть ли вообще какой-либо "религиозный минимум" для монаха и для мирянина? Опять же, какое место в жизни монаха занимают правила трехсотницы, пятисотницы? Ведь не редко бывает, что человек десятилетиями ходит в послушниках и так в монахи и не стрежется..... Разве такие не унаследуют Царствие небесное!? Разве нужно доводить себя до невроза, кушать полынь и закрываться от всех, чтобы унаследовать Царствие небесное?
|
|
| |
dionisiy | Дата: Суббота, 04.09.2010, 08:49 | Сообщение # 5 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 651
Статус: Offline
| В православии нет жестких правил, но каждый делает то, что может и что считает нужным. Кто больше любит, тот больше делает, и потому больше получит. Каждый знает про себя, а любопытствовать о неполезном (то есть о других) неполезно. Почитайте о монашестве, если вам интересно, у Игнатия Брянчанинова. Простите...
Простите ... Прошу Ваших молитв.
|
|
| |
Евгений | Дата: Понедельник, 22.11.2010, 17:48 | Сообщение # 6 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Статус: Offline
| Благословите, отец Дионисий! Не могли бы Вы рассказать о духовничестве в монастыре? В миру тоже у некоторых православных есть духовники - духовные наставники. Чем отношения между подвизающимся и духовником в монастыре отличаются от подобных отношений в миру? Спаси, Господи!
|
|
| |
dionisiy | Дата: Понедельник, 22.11.2010, 21:23 | Сообщение # 7 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 651
Статус: Offline
| Евгений! Отношения между старцем и его чадом особенны в каждом отдельном случае и определяются достоинством человека, который желает в них участвовать. В 106 псалме говорится об "отечествиях", то есть, о духовных школах. С официальным духовником монастыря я не общаюсь в этом смысле никак. У меня есть старец, с которым я советуюсь по духовным вопросам. Исповедуюсь у насельника нашего монастыря иеромонаха Сергия. Когда мне хочется поговорить, то беседую с нашим схимником Вассианом. Что делают остальные, я не знаю. Простите ...
Простите ... Прошу Ваших молитв.
|
|
| |
Евгений | Дата: Понедельник, 22.11.2010, 22:55 | Сообщение # 8 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Статус: Offline
| Quote (dionisiy) определяются достоинством человека К сожалению, не понимаю, что Вы здесь понимаете под "достоинством", отче. Quote (dionisiy) У меня есть старец, с которым я советуюсь по духовным вопросам. Советы старца не обязательны к исполнению духовным чадом?
Сообщение отредактировал Евгений - Понедельник, 22.11.2010, 22:58 |
|
| |
dionisiy | Дата: Понедельник, 22.11.2010, 23:11 | Сообщение # 9 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 651
Статус: Offline
| Quote (Евгений) К сожалению, не понимаю, что Вы здесь понимаете под "достоинством", отче. Какого старца человек заслуживает для пользы своего спасения, такого ему Бог и подает. Quote (Евгений) Советы старца не обязательны к исполнению духовным чадом? Обязательны, в силе божественной заповеди, а далее бывает обычное.
Простите ... Прошу Ваших молитв.
|
|
| |
Евгений | Дата: Вторник, 23.11.2010, 08:30 | Сообщение # 10 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Статус: Offline
| Не просто, оказывается, понимать аскетическую терминологию... Из предыдущего я уяснил, что "достоинства человека" - это совсем не то что понимается в миру, скорее всего это совокупность доброго и злого в конкретном человеке - добродетелей, которые всегда присутствуют в человеке не в чистом виде, а поврежденном, "болезненном" от страстей и последствий совершенных им, но неуврачеванных Господом грехов. Quote (dionisiy) Обязательны, в силе божественной заповеди, а далее бывает обычное Под обычным, как понимаю, подразумевается свободное волеизъявление: исполнять услышанное от духовного наставника, или принять только к сведению. Если Бог любому человеку дает свободную волю, то и духовный наставник не вправе её лишать. Отец Дионисий, а у Вас духовный наставник был ещё в миру?
|
|
| |
dionisiy | Дата: Вторник, 23.11.2010, 08:35 | Сообщение # 11 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 651
Статус: Offline
| Да.
Простите ... Прошу Ваших молитв.
|
|
| |