[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Форум » ХУДОЖЕСТВО ДОБРОДЕТЕЛИ » Полезные советы подвижникам » О благочестии, как состоянии сознания
О благочестии, как состоянии сознания
dionisiyДата: Вторник, 20.07.2010, 09:30 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 651
Статус: Offline

Человек существо живое, разумное и свободное. Но не самобытное, а сотворенное Творцом для некоторых своих целей. Потому имеет в своем естестве, вложенные при сотворении особенности, отражающие его назначение.

Главная такая особенность есть то, что человек не сам для себя, но для Бога. В зависимости от того, как этот момент человек осознает, он или стремится к Богу или нет.

Если человек стремится к Богу, то его называют благочестивым, как избравшего в качестве лучшей цели своих стремлений Бога (Благо) и почтившему Бога своим выбором, если же стремится к любой другой вещи, отличной от Бога, то такого человека называют нечестивым.

Слово, которое на греческом языке обозначает грех, переводится на русский, как «промах». Какая беда! Человек промахнулся. Вместо истины выбрал ложь, вместо жизни — смерть.

Изменение состояния сознания человека в отношении к Богу называется обращением.


Простите ... Прошу Ваших молитв.
 
ElenaДата: Четверг, 22.07.2010, 17:42 | Сообщение # 2
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 58
Статус: Offline
===Слово, которое на греческом языке обозначает грех, переводится на русский, как «промах». Какая беда!
Человек промахнулся. Вместо истины выбрал ложь, вместо жизни — смерть===

Промах - это непопадание в цель (отличие результата от поставленной задачи).

===Вместо истины выбрал ложь, вместо жизни — смерть===

Промахнулся (на мой взгляд) - это значит, вместо чаемой истины оказался во лжи, вместо желаемой жизни очутился близ смерти.

Хочется надеяться, что окончательный выбор - он больше из области целеполагания, чем из разряда промахиваний. Жизнь всем дает возможность пристрелять ружье.

 
dionisiyДата: Четверг, 22.07.2010, 18:54 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 651
Статус: Offline
Здравствуй Елена!

Вообще-то я хотел переделать полезные советы. Показалось необходимым не спеша написать большое полезное слово, если оно конечно получится. Когда задумался, то самым важным в деле спасения показался выбор в паре направлений: благочестие - нечестие, то есть выбор направления воли. К Богу или в чему-либо другому. Потому что если ошибемся в выборе цели, ничего доброго не получится.

В естество человека при его творении заложена его цель. Выбор определяет как он живет: естественно или противоестественно.


Простите ... Прошу Ваших молитв.
 
ElenaДата: Понедельник, 26.07.2010, 01:51 | Сообщение # 4
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 58
Статус: Offline
===В естество человека при его творении заложена его цель. Выбор определяет как он живет: естественно или противоестественно===

У св.Отцов все освещено под углом зрения "восстановления в себе естественного состояния естества из падшего противоестественного".

"это и осуществил великий Авраам, и самого себя восстановив в логосе естества, и этот логос восстановив в самом себе" (Прп. Максим Исповедник. Послание о любви)

Считается, что тот, кто восстановит разумное внутреннее управление, тот как бы "автоматом" по естеству выйдет на Бога. Сначала не понимала, почему. Потом дошло, что до утерянного состояния свободы заново доходит лишь тот, кто, настойчиво подвизаясь, с Божьей помощью, утвердился в правильном выборе. Выбравшие же неправильно (=ошибочно) - они остаются в положении несвободы и не могут этот свой неправильный (=ошибочный) выбор окончательно реализовать. Это как заградительный турникет от окончательной погибели.

Главный выбор (с Богом или против Него) мало отцами рассматривается. По умолчанию все внимание на тех, кто подвизается (=кто осознанно стремится к Богу). А среди этой аскетической категории действует логика первого Вашего сообщения: грех только как промах, как невольная (или вынужденная) ошибка. Сознательное отвержение Бога (=богоборчество) среди подвизающихся просто невозможно, невообразимо.

Простите. Если не по делу выступила - можно удалить.

 
dionisiyДата: Понедельник, 26.07.2010, 07:01 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 651
Статус: Offline
Мне не хотелось бы подробно об этом говорить здесь, но первое, что сотворено - отношение, иерархия, порядок. См. тему "О сотворении мира"

А если говорить о естестве, то есть о том, что созерцается в действиях человека, то мне видится порядок: естественное - противоестественное - сверхъестественное (жизнь во Христе). Человек не возвращается к Адаму, но обожается.

Я не строго пользуюсь словами (извините, не философ), потому обращай более внимание на общую идею, а не на слова, которыми она выражена.


Простите ... Прошу Ваших молитв.
 
dionisiyДата: Понедельник, 26.07.2010, 07:37 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 651
Статус: Offline
Quote (dionisiy)
естественное - противоестественное - сверхъестественное

Раз уж зашел об этом разговор, остановлюсь на образах Писания, из которых оно мне видно.

Мне кажется образ содержания грехопадения показан в жизни Каина и Авеля, и смысл грехопадения состоит в том, что в человеке стало преобладать эгоистическое направление (Каин), и умалилось до исчезновения направление сохранения божественных заповедей (Авель). Потому Бог "воскреси семя иное вместо Авеля егоже уби Каин". Так звучит имя Сифа. Какое же Бог мог воскресить семя, как не Христа.

Потому:

естественное=гармония Каина и Авеля,

противоестественное=Каин,

сверхъестественное=Христос.

Но на этапе подвига в человеке вместе присутствуют и Христос и Каин. Каин уменьшается, а Христос возрастает.


Простите ... Прошу Ваших молитв.
 
ElenaДата: Понедельник, 26.07.2010, 18:36 | Сообщение # 7
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 58
Статус: Offline
Спасибо.

===если говорить о естестве, то есть о том, что созерцается в действиях человека, то мне видится порядок: естественное - противоестественное - сверхъестественное===

В богословии, если не ошибаюсь, это формулируется так:
"бытие реальных природ осуществляется на разных онтологических уровнях:
бытие — благобытие / злобытие — присноблагобытие".

Если чисто философски мыслить, смысл часто умом усваивается, но к душе проходит "по касательной".
А через образы Писания все доходит живым, действует (="движимая Духом сила").

Отцы, если можно так сказать, "думают Писанием". Есть желание приобщиться такому образу мысли.

 
АлександрДата: Среда, 12.01.2011, 19:09 | Сообщение # 8
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 17
Статус: Offline
Хочу поприветствовать всех искателей благочестия.

Цитата
"естественное=гармония Каина и Авеля,
противоестественное=Каин,
сверхъестественное=Христос."

Я предложил бы, как рабочую гипотезу, другие образы
из Писания:

Сверхестественное состояние Иисус Христос как Путь, Истина и Жизнь для каждого человека, ищущего Спасения.

Естественное состояние - Адам сотворенный
Неестественное состояние (падшее) - Адам падший
Противоестественное состояние - Каин

Адам преображенный, т.е. то состояние Адама, которое должно быть по замыслу Творца вообще. т.е. должно было быть, если бы не начался окольный путь падения.


претерпевший же до конца спасется. (От Матфея святое благовествование 24:13 SYNOD)
Слава Богу за все!
Прошу Ваших молитв.
 
АлександрДата: Суббота, 15.01.2011, 19:23 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 17
Статус: Offline
Цитата: "человек не сам для себя, но для Бога."

Здравствуйте отец Дионисий.
Нашел на вашем форуме тезис, который меня заинтересовал.

Из вашего тезиса выходит, что:
1. "Бог создал человека для себя."
2. "Бытие человека связано с целями Бога."
3. "Свобода человека ограничена некими планами Бога на самого человека."

Думаю, что:
1. Бог создал человека для самого человека. Тезис о том, что "Бог создал человека для себя" можно рассматривать в смысле того, что Бог любит свое творение и не отказывается от человека, даже несмотря на падение человека и упорствование людей в своей падшести. Бог ждет обращения каждого "блудного сына".
2. Бытие человека падшего связано с целями Бога, как, например бытие больного человека связано с планами лечащего врача.
3. Ограничение свободы человека, т.е. принудительность данной связи бытия падшего человека с целями Бога прямо связана со стремлением падшего человека к Богу.
Чем больше стремление и само движение падшего человека к Богу, тем сильнее ограничена свобода самого человека и более выражена связь бытия падшего человека с целями Бога.
Чем меньше движение падшего человека к Богу, тем меньше ограничена свобода самого человека и уменьшается принудительность связи бытия падшего человека с целями Бога. Однако чем меньше связь бытия падшего человека с целями Бога, тем более возрастает мера несчастности самого человека.


претерпевший же до конца спасется. (От Матфея святое благовествование 24:13 SYNOD)
Слава Богу за все!
Прошу Ваших молитв.
 
dionisiyДата: Воскресенье, 16.01.2011, 07:27 | Сообщение # 10
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 651
Статус: Offline
Здравствуйте, Александр!

Все зависит от того, что считать свободой: ничем не ограниченный произвол или его разумное и свободное ограничение.

Бог выбрал для себя второе.

Мы сотворены по его образу и подобию. Потому когда свободно и разумно ограничиваем свой произвол божественным образом и подобием, то выбираем себе лучшее.

Простите ...


Простите ... Прошу Ваших молитв.
 
АлександрДата: Воскресенье, 16.01.2011, 20:59 | Сообщение # 11
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 17
Статус: Offline
Здравствуйте, отец Дионисий!

В данной теме мы затронули взаимоотношение Творца и твари. Из рассмотрения данной темы возник вопрос о Свободе.

Вы пишете: Цитата: "Все зависит от того, что считать свободой: ничем не ограниченный произвол или его разумное и свободное ограничение."

Я думаю, что это неутихающий спор среди людей. Однако, вопрос свободы для непадшего человека и вопрос свободы для падшего человека это разные понятия, как вопрос поведения здорового и больного человека.
Поэтому, я думаю, что все разговоры о разумном самоограничение особенно актуальны для человека падшего, человека у которого нарушена самоидентификация за счет повреждения души страстями (хотя бы одной) и все движения (внутренние и внешние) данного человека замутнены страстными движениями души в той или иной степени.

Господь Иисус Христос, например, в Священном Писание, свободен, так как нет в нем греха.
Господь Иисус Христос поступает по своей воле и в этом проявляется его свобода.
Человек падший поступает под влиянием страсти в той или иной степени и часто совершает ошибки, т.е. грех. В этом проявляется несвобода падшего человека, так как, "кто делает грех, тот раб греха".

Разумное самоограничение для падшего человека это как бы некий охранительный режим в
котором падший человек имеет шанс совершать меньше ошибок с одной стороны и исцелиться с другой стороны при соответственном устремление к врачевателю, то есть Богу.

2. Вот вы пишете, цитата:" ничем не ограниченный произвол или его разумное и свободное ограничение.
Бог выбрал для себя второе. "
Если вы хотите сказать, что Бог выбрал для человека падшего, или способного пасть, "разумное и свободное ограничение (неограниченного произвола), то я с Вами согласен"
Если Вы хотите сказать, что Бог выбрал "разумное и свободное ограничение (неограниченного произвола) для себя, то есть для Бога, то я хотел бы сказать, что в Боге нет "неограниченного произвола", поэтому говорить о принятие Богом некого ограничения для самого себя в данном контексте не имеет смысла.

Бог, я думаю, свободен в принципе, без оговорок.

Простите...


претерпевший же до конца спасется. (От Матфея святое благовествование 24:13 SYNOD)
Слава Богу за все!
Прошу Ваших молитв.
 
dionisiyДата: Воскресенье, 16.01.2011, 21:34 | Сообщение # 12
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 651
Статус: Offline
Мнение Григория богослова: Бог ограничил себя в Сыне и Духе. Красота всегда есть граница, а все неограниченное безобразно.

Простите ...


Простите ... Прошу Ваших молитв.
 
АлександрДата: Понедельник, 17.01.2011, 00:42 | Сообщение # 13
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 17
Статус: Offline
У св. Иоанна Дамаскина в "Точном Изложении Православной Веры": "Бог - безначален, бесконечен, вечен, постоянен, несотворен, непреложен, неизменяем, прост, несложен, бестелесен, невидим, неосязаем, неописуем, беспределен, недоступен для ума, необъятен, непостижим, благ, праведен, Творец всех тварей, всемогущ, Вседержитель, все надзирающий, Промыслитель обо всем, имеющий власть над всем, Судия…"

Цитата: "Мнение Григория богослова: Бог ограничил себя в Сыне и Духе. Красота всегда есть граница, а все неограниченное безобразно. "
С Григорием богословом я согласен.

Бог милостив и, думаю,... свободен!
Простите...

Помолимся о вразумление..
Прошу Ваших молитв.


претерпевший же до конца спасется. (От Матфея святое благовествование 24:13 SYNOD)
Слава Богу за все!
Прошу Ваших молитв.
 
ElenaДата: Понедельник, 17.01.2011, 01:22 | Сообщение # 14
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 58
Статус: Offline
Quote (dionisiy)
Мнение Григория Богослова: Бог ограничил себя в Сыне и Духе.

А откуда эта фраза, из какого труда св. Григория?

"Ограничить" - это понятие предполагает изначальный потенциал, который осуществлен не полностью. В Боге же нет потенций, в Нем все актуально. Значит тут какой-то нестандартный подход к смыслу "ограничить" (м.б. какое-то иносказание).

Хотелось бы ознакомиться с контекстом мысли св.отца, чтобы лучше понять смысл...

Сообщение отредактировал Elena - Понедельник, 17.01.2011, 02:27
 
dionisiyДата: Понедельник, 17.01.2011, 07:26 | Сообщение # 15
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 651
Статус: Offline
Quote (Elena)
Ограничить" - это понятие предполагает изначальный потенциал, который осуществлен не полностью. В Боге же нет потенций, в Нем все актуально. Значит тут какой-то нестандартный подход к смыслу "ограничить" (м.б. какое-то иносказание).

"ограничить" - по-моему означает "обогатить" ( пусть формами)

Quote (Elena)
А откуда эта фраза, из какого труда св. Григория?

"Посему Единица, от начала подвигшаяся в двойственность, остановилась на троичности"

Слово 29, о богословии третье, о Боге Сыне первое.

Простите ...


Простите ... Прошу Ваших молитв.
 
ElenaДата: Понедельник, 17.01.2011, 17:02 | Сообщение # 16
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 58
Статус: Offline
==="ограничить" - по-моему означает "обогатить" ( пусть формами)===

Что "ограничить", что "обогатить" - это означает наличие некоего потенциала.

"Посему Единица, от начала подвигшаяся в двойственность, остановилась на троичности"

Это сложное место у Григория Богослова. Про такое не могу рассуждать. Когда-то спрашивала про эту мысль на форуме (святоотеческом) - не помогло. Но все равно интересно.

В том варианте текста, что у меня, немного другой перевод: «Посему Единица, от начала подвигшаяся в двоичность, остановилась на Троице»

Вот еще по этому поводу из "Второго слова о мире":

«Единице, подвигшейся по причине богатства, превзойденной двоице (ибо [божество] превыше материи и формы, из которых [состоят] тела) и Троице, определившейся по причине совершенства»

В этих цитатах двоица и двоичность - с маленькой буквы, а Троица - с большой.

Простите.

Сообщение отредактировал Elena - Вторник, 18.01.2011, 00:09
 
АлександрДата: Понедельник, 17.01.2011, 21:19 | Сообщение # 17
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 17
Статус: Offline
Здравствуйте отец Дионисий.
Очень благодарен Вам за ваши ответы. Хочу сформулировать предмет спора.

Вы пишете: Цитата: "...ничем не ограниченный произвол или его разумное и свободное ограничение.

Бог выбрал для себя второе. "

Мы..., когда свободно и разумно ограничиваем свой произвол божественным образом и подобием, то выбираем себе лучшее."

Таким образом, мы ограничивая свой произвол, так как надо брать пример с совершенного, т.е. Бога, который "выбрал для себя второе"- сделал выбор в сторону ограничения самого себя." Иными словами человек, в данном вопросе, должен ограничивать себя по принципу подражания.
Если в Вашем тезисе заложен такой смысл, то я выскажу другую позицию.

Бог благ, благ беспредельнои и нет в Боге произвола.
Причины по которым Бог принимает те или иные ограничения в некоторых случаях очевидны (например проявленная вселенная ограничена материей, естественными законами и т.п.), в некоторых случаях мы не знаем до конца, почему Бог принимает ограничения, как в Вашем примере Троицы.
Падший человек, то есть мы, "когда свободно и разумно ограничиваем свой произвол божественным образом и подобием, то выбираем себе лучшее..", потому что падший человек не может жить без разумного ограничения собственного произвола. Данная позиция не исключает подражания Богу, но первично здесь признание человеком своей падшести, своей ущербности, невозможности жить самостийно, невозможность жить без Бога, без благодати.

Кратко выражая две позиции, можно сказать так:

Первая позиция гласит: "Я себя ограничиваю, так как беру пример с совершенного Бога."

Вторая позиция:"я себя ограничиваю, так как я ущербный и не могу жить без самоограничения. Ограничивая себя, я хочу вернуться к Богу, надеясь на милость Бога".
Я отстаиваю вторую позицию.

Простите...


претерпевший же до конца спасется. (От Матфея святое благовествование 24:13 SYNOD)
Слава Богу за все!
Прошу Ваших молитв.


Сообщение отредактировал Александр - Понедельник, 17.01.2011, 21:45
 
dionisiyДата: Вторник, 18.01.2011, 08:25 | Сообщение # 18
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 651
Статус: Offline
Quote (Александр)

Кратко выражая две позиции, можно сказать так:
Первая позиция гласит: "Я себя ограничиваю, так как беру пример с совершенного Бога."
Вторая позиция:"я себя ограничиваю, так как я ущербный и не могу жить без самоограничения. Ограничивая себя, я хочу вернуться к Богу, надеясь на милость Бога".
Я отстаиваю вторую позицию.
Простите...

В позициях, думаю, нет противоречия. Человек стремится к Богу или ради страха, сознавая свою греховность, или влекомый узами любви. Сначала обычно преобладает первое, а затем - второе.

Простите ...


Простите ... Прошу Ваших молитв.
 
ElenaДата: Суббота, 12.02.2011, 09:59 | Сообщение # 19
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 58
Статус: Offline
===Красота всегда есть граница, а все неограниченное безобразно===.

Для именования Бога Дионисий Ареопагит предлагает "Прекрасное" (в котором, насколько понимаю, нет ограничения). Красота - это уже на порядок ниже, это уже в тварном наблюдаем. Соотношение Прекрасное/красота - это как чистый свет (в каком-то смысле бескачественный, безобразный) и его преломление в радугу цветов, источник множественной здешней красоты.

Простите.

Сообщение отредактировал Elena - Суббота, 12.02.2011, 10:00
 
dionisiyДата: Суббота, 12.02.2011, 13:03 | Сообщение # 20
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 651
Статус: Offline
Бог есть Дух. Нечто простое, но описываемое многим. Граница ограничивает дух, но не содержится в нем. Дух всегда запределен (трансцендентен) относительно любых границ. В математике такое множество называется открытым.

Простите ...


Простите ... Прошу Ваших молитв.
 
Форум » ХУДОЖЕСТВО ДОБРОДЕТЕЛИ » Полезные советы подвижникам » О благочестии, как состоянии сознания
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск: