Аскетическая антропология
|
|
dionisiy1500 | Дата: Пятница, 01.11.2013, 09:22 | Сообщение # 1 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
| Последние разговоры, когда мы с собеседниками не могли понять друг друга, показали мне, что следует, во-первых, поговорить о том, как может быть устроен человек, и, во-вторых, определить слова (понятия), которыми мы пользуемся.
Ни первое, ни второе еще не гарантирует согласия мнений, но может быть сделают его более возможным.
***
Предлагаю говорить не об «антропологии», но об «аскетической антропологии», то есть, об аскетических приложениях антропологии. Это сузит предмет и не даст нашей мысли утонуть в бездне смыслов человеческого естества.
***
В качестве источников можно использовать мнения Писания, отцов и личные переживания, если они имеют отношение к аскетике.
***
Живая душа
«7 И созда Бог человека, персть (взем) от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу» Быт.2.7.
Писание говорит о том, что
1. Человек как-то устроен (созда Бог человека, персть (взем) от земли).
2. В лице человека устроено некоторое движение (дыхание жизни).
***
И человека и движение в нем устроил Бог.
***
Когда говорим об устройстве человека общем для всех людей, употребляем слова естество или природа.
Когда говорим об устройстве конкретного человека, отличающем его от всех других, употребляем слова ипостась или лицо.
***
Дыхание жизни послано (вдуну) в лицо человека. Потому говорить, например, о жизни России с точки зрения аскетики не имеет смысла.
***
Движение в лице человека есть жизнь – последовательность обстоятельств, событий, переживаний …
Причина жизни есть дыхание Духа. «и Дух Божий ношашеся верху воды» Быт.1.2.
***
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |
dionisiy1500 | Дата: Вторник, 05.11.2013, 09:37 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
| Быт.1.26-28. Назначение человека
26 И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, (и зверми) и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли. 27 И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их. 28 И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, (и зверми) и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли.
***
Человек сотворен, чтобы обладать.
Сначала чувствами (гадами) языческими (изведенными из воды), а в конце чувствами, которыми бывает видим Бог (всеми гады пресмыкающимися по земли).
Лучшим из последних чувств, думаю, бывает любовь.
***
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |
dionisiy1500 | Дата: Вторник, 05.11.2013, 09:38 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
| Я хотел лишь сказать, что речь идет о воспитании чувств.
Когда человек начинает подвижничать, его чувства не годны, для общения с Богом.
Потому на первом этапе в качестве цели бывает бесстрастие - необходимая минимальность чувств (прежде сеяния следует поновить поля).
Только потом человек упражняется в выращивании новых чувств (сеет слово).
***
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |
dionisiy1500 | Дата: Вторник, 05.11.2013, 09:38 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
| Думаю, человек в своем основании есть духовное существо.
***
Образом его может быть источник воды (родник).
Источник имеет начало, из которого вытекает вода. Человек имеет сердце, из которого исходят помыслы.
Вода источника может напоить какое-либо растение. Человек может рассматривать какую-либо вещь.
Если поливать растение, то оно принесет плоды. Если рассматривать вещь, то поймешь ее смысл.
Из семени вырастает растение с плодами на нем. Из ощущаемого чувствами вырастает смысл предлежащей им вещи.
Плоды видят глазами. Смысл вещей видят умом.
***
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |
dionisiy1500 | Дата: Вторник, 05.11.2013, 09:39 | Сообщение # 5 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
| (продолжение)
А зачем видеть смыслы вещей?
Можно усвоить понятый смысл себе. Украсить им свою душу.
***
Думаю, именно потому говорят о необходимости внимательной молитвы.
Если молитва будет невнимательна, то она не будет иметь плодов.
***
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |
dionisiy1500 | Дата: Вторник, 05.11.2013, 09:40 | Сообщение # 6 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
| Помыслы
«Ибо [святые знают], будучи просвещаемы благодатью, что у души есть три главных движения, сводимые к одному - умное, словесное и чувственное. И одно [называют] простым и неизъяснимым, по коему душа, непознаваемо двигаясь около Бога, ни коим образом не познает Его ни в чем из сущих по причине превосходства; другое же - определяющим причину неизвестного, по коему естественно двигаясь [душа] прилагает к себе все естественные логосы, изображающие познанное лишь по [его] причине, посредством действия свойственного изучению; а третье - сложным, по коему соприкасаясь с внешним, как от неких символов запечатлевает [82] в себе самой логосы видимых» Максим Исповедник, Амбигвы к Иоанну, 8.
***
Помыслом, думаю, хорошо называть движение души.
В душе полагают три главных движения: умное, словесное и чувственное. Все эти движения можно наблюдать и в каждом помысле.
Человек, чтобы быть человеком, обязательно должен иметь тело, душу и вид (должен быть изображен). Так и помысел всегда имеет чувство, разум и ум.
***
Если чувство есть собственно чувство, то разум и ум есть тоже чувства, но особенные.
Представьте себе дерево, из корня которого вырастают три ветви. Так и человек имеет начало, из которого исходят (в данном случае) чувство, разум и ум.
***
Сердце означает, думаю, «быть среди …» В рассматриваемом случае посреди чувства, разума и ума.
Так как после падения чувства человека рассогласованы (чувствует одно, думает другое, хочет третьего), то сердцем называют начало человека (корень).
***
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |
dionisiy1500 | Дата: Вторник, 05.11.2013, 09:42 | Сообщение # 7 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
| "В душе полагают три главных движения: умное, словесное и чувственное"
Быт.9.18-27.
18 Быша же сынове ноевы изшедшии из ковчега, сим, хам, иафеф: хам же бяше отец ханаань. 19 Трие сии суть сынове ноевы: от сих разсеяшася по всей земли. 20 И начат ное человек делатель (быти) земли, и насади виноград: 21 и испи от вина, и упися, и обнажися в дому своем. 22 И виде хам отец ханаань наготу отца своего, и изшед вон поведа обема братома своима. 23 И вземше сим и иафеф ризу, возложиша (ю) на обе раме свои, и идоша вспять зряще, и покрыша наготу отца своего: и лице их вспять зря, и наготы отца своего не видеша. 24 Истрезвися же ное от вина, и разуме елика сотвори ему сын его юнейший, 25 и рече: проклят (буди) ханаан отрок: раб будет братиям своим. 26 И рече: благословен Господь Бог симов: и будет ханаан отрок раб ему: 27 да распространит Бог иафефа, и да вселится в селениих симовых, и да будет ханаан раб ему.
***
Человек, желающий больше узнать о движениях души, может обратиться к образам Писания.
Думаю,
хам есть образ чувства,
сим - разума,
иафет - ума.
***
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |
dionisiy1500 | Дата: Вторник, 05.11.2013, 09:43 | Сообщение # 8 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
| Думаю,
хам есть образ чувства,
сим - разума,
иафет - ума.
А образ чего есть ной?
Может быть, сердца человека.
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |
dionisiy1500 | Дата: Вторник, 05.11.2013, 09:44 | Сообщение # 9 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
| Думаю,
хам есть образ чувства,
сим - разума,
иафет - ума.
Эти образы подходят всем людям?
Полагаю, что потоп есть образ Крещения, а ковчег - Церкви.
Думаю, образы Писания после потопа справедливы только для верующих и крестившихся.
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |
dionisiy1500 | Дата: Вторник, 05.11.2013, 09:46 | Сообщение # 10 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
| Быт.10.6. О чувстве
6 Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан. (синодальный перевод)
***
Чувство вкушает все, что чувствует. (хуш – черный)
У него два значения (направления) отношений. Любить или ненавидеть. (мицраим – разделенный на двое)
В чувстве (почти) нет разума. (Значение имени Фут неопределенно, но так называли народ, представители которого считались какими-то неумными)
Чувству отведена служебная роль относительно разума и ума. (ханаан – уничиженная, покорная, подвластная земля)
***
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |