[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Размышления о Священном Писании » Бытие » Аскетическая антропология
Аскетическая антропология
dionisiy1500Дата: Пятница, 01.11.2013, 09:22 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
Последние разговоры, когда мы с собеседниками не могли понять друг друга, показали мне, что следует, во-первых, поговорить о том, как может быть устроен человек, и, во-вторых, определить слова (понятия), которыми мы пользуемся.

Ни первое, ни второе еще не гарантирует согласия мнений, но может быть сделают его более возможным.

***

Предлагаю говорить не об «антропологии», но об «аскетической антропологии», то есть, об аскетических приложениях антропологии. Это сузит предмет и не даст нашей мысли утонуть в бездне смыслов человеческого естества.

***

В качестве источников можно использовать мнения Писания, отцов и личные переживания, если они имеют отношение к аскетике.

***

Живая душа

«7 И созда Бог человека, персть (взем) от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни: и бысть человек в душу живу» Быт.2.7.

Писание говорит о том, что

1. Человек как-то устроен (созда Бог человека, персть (взем) от земли).

2. В лице человека устроено некоторое движение (дыхание жизни).

***

И человека и движение в нем устроил Бог.

***

Когда говорим об устройстве человека общем для всех людей, употребляем слова естество или природа.

Когда говорим об устройстве конкретного человека, отличающем его от всех других, употребляем слова ипостась или лицо.

***

Дыхание жизни послано (вдуну) в лицо человека. Потому говорить, например, о жизни России с точки зрения аскетики не имеет смысла.

***

Движение в лице человека есть жизнь – последовательность обстоятельств, событий, переживаний …

Причина жизни есть дыхание Духа.  «и Дух Божий ношашеся верху воды»  Быт.1.2.

***


Богу нашему слава. Аминь.
 
dionisiy1500Дата: Вторник, 05.11.2013, 09:37 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
Быт.1.26-28. Назначение человека

26 И рече Бог: сотворим человека по образу нашему и по подобию, и да обладает рыбами морскими, и птицами небесными, (и зверми) и скотами, и всею землею, и всеми гады пресмыкающимися по земли.
27 И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их.
28 И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, (и зверми) и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли.


***

Человек сотворен, чтобы обладать.

Сначала чувствами (гадами)  языческими (изведенными из воды), а в конце чувствами, которыми бывает видим Бог (всеми гады пресмыкающимися по земли).

Лучшим из последних чувств, думаю, бывает любовь.

***


Богу нашему слава. Аминь.
 
dionisiy1500Дата: Вторник, 05.11.2013, 09:38 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
Я хотел лишь сказать, что речь идет о воспитании чувств.

Когда человек начинает подвижничать, его чувства не годны, для общения с Богом.

Потому на первом этапе в качестве цели бывает бесстрастие - необходимая минимальность чувств (прежде сеяния следует поновить поля).

Только потом человек упражняется в выращивании новых чувств (сеет слово).

***


Богу нашему слава. Аминь.
 
dionisiy1500Дата: Вторник, 05.11.2013, 09:38 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
Думаю, человек в своем основании есть духовное существо.

***

Образом его может быть источник воды (родник).

Источник имеет начало, из которого вытекает вода. Человек имеет сердце, из которого исходят помыслы.

Вода источника может напоить какое-либо растение. Человек может рассматривать какую-либо вещь.

Если поливать растение, то оно принесет плоды. Если рассматривать вещь, то поймешь ее смысл.

Из семени вырастает растение с плодами на нем.   Из ощущаемого чувствами вырастает смысл предлежащей им вещи.

Плоды видят глазами. Смысл вещей видят умом.

***


Богу нашему слава. Аминь.
 
dionisiy1500Дата: Вторник, 05.11.2013, 09:39 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
(продолжение)

А зачем видеть смыслы вещей?

Можно усвоить понятый смысл себе. Украсить им свою душу.

***

Думаю, именно потому говорят о необходимости внимательной молитвы.

Если молитва будет невнимательна, то она не будет иметь плодов.

***


Богу нашему слава. Аминь.
 
dionisiy1500Дата: Вторник, 05.11.2013, 09:40 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
Помыслы

«Ибо [святые знают], будучи просвещаемы благодатью, что у души есть три главных движения, сводимые к одному - умное, словесное и чувственное. И одно [называют] простым и неизъяснимым, по коему душа, непознаваемо двигаясь около Бога, ни коим образом не познает Его ни в чем из сущих по причине превосходства; другое же - определяющим причину неизвестного, по коему естественно двигаясь [душа] прилагает к себе все естественные логосы, изображающие познанное лишь по [его] причине, посредством действия свойственного изучению; а третье - сложным, по коему соприкасаясь с внешним, как от неких символов запечатлевает  [82] в себе самой логосы видимых»  Максим Исповедник, Амбигвы к Иоанну, 8.

***

Помыслом, думаю, хорошо называть движение души.

В душе полагают три главных движения: умное, словесное и чувственное. Все эти движения можно наблюдать и в каждом помысле.

Человек, чтобы быть человеком, обязательно должен иметь тело, душу и вид (должен быть изображен). Так и помысел всегда имеет чувство, разум и ум.

***

Если чувство есть собственно чувство, то разум и ум есть тоже чувства, но особенные.

Представьте себе дерево, из корня которого вырастают три ветви. Так и человек имеет начало, из которого исходят (в данном случае) чувство, разум и ум.

***

Сердце означает, думаю, «быть среди …»   В рассматриваемом случае посреди чувства, разума и ума.

Так как после падения чувства человека рассогласованы (чувствует одно, думает другое, хочет третьего), то сердцем называют начало человека (корень).

***


Богу нашему слава. Аминь.
 
dionisiy1500Дата: Вторник, 05.11.2013, 09:42 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
"В душе полагают три главных движения: умное, словесное и чувственное"

Быт.9.18-27.

18 Быша же сынове ноевы изшедшии из ковчега, сим, хам, иафеф: хам же бяше отец ханаань.
19 Трие сии суть сынове ноевы: от сих разсеяшася по всей земли.
20 И начат ное человек делатель (быти) земли, и насади виноград:
21 и испи от вина, и упися, и обнажися в дому своем.
22 И виде хам отец ханаань наготу отца своего, и изшед вон поведа обема братома своима.
23 И вземше сим и иафеф ризу, возложиша (ю) на обе раме свои, и идоша
вспять зряще, и покрыша наготу отца своего: и лице их вспять зря, и
наготы отца своего не видеша.
24 Истрезвися же ное от вина, и разуме елика сотвори ему сын его юнейший,
25 и рече: проклят (буди) ханаан отрок: раб будет братиям своим.
26 И рече: благословен Господь Бог симов: и будет ханаан отрок раб ему:
27 да распространит Бог иафефа, и да вселится в селениих симовых, и да будет ханаан раб ему.


***

Человек, желающий больше узнать о движениях души, может обратиться к образам Писания.

Думаю,

хам есть образ чувства,

сим - разума,

иафет - ума.

***


Богу нашему слава. Аминь.
 
dionisiy1500Дата: Вторник, 05.11.2013, 09:43 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
Думаю,

хам есть образ чувства,

сим - разума,

иафет - ума.


А образ чего есть ной?

Может быть, сердца человека.


Богу нашему слава. Аминь.
 
dionisiy1500Дата: Вторник, 05.11.2013, 09:44 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
Думаю,

хам есть образ чувства,

сим - разума,

иафет - ума.


Эти образы подходят всем людям?

Полагаю, что потоп есть образ Крещения, а ковчег - Церкви.

Думаю, образы Писания после потопа справедливы только для верующих и крестившихся.


Богу нашему слава. Аминь.
 
dionisiy1500Дата: Вторник, 05.11.2013, 09:46 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
Быт.10.6. О чувстве

6 Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан.  (синодальный перевод)

***

Чувство вкушает все, что чувствует.  (хуш – черный)

У него два значения (направления) отношений.  Любить или ненавидеть.  (мицраим – разделенный на двое)

В чувстве (почти) нет разума.  (Значение имени Фут неопределенно, но так называли народ, представители которого считались какими-то неумными)

Чувству отведена служебная роль относительно разума и ума. (ханаан – уничиженная, покорная, подвластная земля)

***


Богу нашему слава. Аминь.
 
Форум » Размышления о Священном Писании » Бытие » Аскетическая антропология
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: