Страсти
|
|
dionisiy | Дата: Среда, 07.11.2012, 08:40 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 651
Статус: Offline
| ***
Страсти определяют по-разному, но, думаю, полезнее понимать под ними устойчивые движения души к желаемому.
***
Человек устроен из души и тела.
По душе человек имеет естественное «желание божественной славы» Естественное для него действие пребывать в ней.
Когда он так пребывает, его телом является весь мир и он естественно заботится (обладает) о нем, просвещая божественным светом.
***
Если же человек обратится от Бога к чувственному, и далее к телесному, то видит себя частью мира. Осознает себя прежде всего как тело.
Заботится уже не о всем мире, но о себе, как теле. Попечение это разделяют на заботу о возрастании тела и его сохранении и на продолжение рода. Первое вырождается в чревоугодие, второе – в блуд.
Желает не божественной славы, но славы от людей (тщеславие).
Чтобы устойчиво обеспечить себе телесный покой, блуд и славу человеку необходимы средства. Откуда имеем сребролюбие.
Если человек не может обладать предметом его страсти, то испытывает болезненное переживание лишения (печаль).
А когда кто-то или что-то мешает обладать, то человек гневается на причину помехи (гнев).
Человеку нравится быть славным. Бывает ему нечем похвалиться. Тогда он уничижает (осуждает) других, чтобы самому казаться лучше. Привычка к этому порождает гордость.
Когда дух человека не устремлен к Богу, то умирает (уныние).
***
Чревоугодие. Блуд. Сребролюбие. Гнев. Печаль. Уныние. Тщеславие. Гордость.
***
Всего восемь страстных помыслов.
Думаю, если человек заметит их в себе, то должен избавиться от них обращением к Богу.
***
Простите ... Прошу Ваших молитв.
|
|
| |
dionisiy1500 | Дата: Среда, 18.09.2013, 07:02 | Сообщение # 2 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
| Александр, в этой теме я ограничился размышлением о происхождении страстных помыслов. Мне показалось, что такое знание может быть полезным подвижникам.
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |
dionisiy1500 | Дата: Среда, 18.09.2013, 07:12 | Сообщение # 3 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
| Цитата (Александр) = Мне представляется, что страстной помысел не то же самое, что страсть. Так как страсть-это, обычно, страстной помысел сочетавшийся с естеством по согласию самого человека. = Думаю, что нам неизвестно как устроена страсть в душе человека, но нам бывают видны наши помыслы.
По ним мы можем судить о состоянии души.
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |
dionisiy1500 | Дата: Среда, 18.09.2013, 07:37 | Сообщение # 4 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
| Цитата (Александр) = Заметив (по Благодати) страстной помысел, подвижник получает возможность признать (по смирению) страсть в себе.Признание страсти не имеет никакой длительной ценности, если подвижник не найдет (по Благодати) свое, ранее данное, согласие со страстным помыслом, а лучше свое согласие с Прилогом. После того как подвижник заберет назад свое согласие (Покаяние и Исповедь) с Прилогом, он получает прощение от Господа и, Милостью Божьей, свободу от рабства страсти. = Думаю, Церковь полагает, что покаяние происходит по образу покаяния царя Давида. Об этом молится священник в десятой молитве на утрене:
"Господи Боже наш, покаянием оставление человеком даровавый, и во образ нам познания грехов и исповедания, пророка Давида покаяние к прощению показавый, ..."
Желающий могут прочитать полностью историю греха Давида во второй книге царств. Я же хочу обратить внимание на следующее.
"7 И рече нафан к давиду: ты еси муж сотворивый сие: сия глаголет Господь Бог израилев: аз есмь помазавый тя в царя над израилем, и аз есмь избавивый тя от руки сауловы: 8 и дах ти дом господина твоего и жены господина твоего на лоно твое, и дах ти дом израилев и иудин: и аще мало ти есть, приложу тебе к сим: 9 и что яко презрел еси слово Господне, еже сотворити лукавое пред очима его? урию хеттеанина убил еси мечем, и жену его поял еси себе в жену, и того убил еси мечем сынов аммоних: 10 и ныне не отступит мечь от дому твоего до века: занеуничижил мя еси и поял еси жену урии хеттеанина в жену себе: 11 сия глаголет Господь: се, аз воздвигну на тя злая от домутвоего, и возму жены твоя пред очима твоима и дам ближнему твоему, и будет спати со женами твоими пред солнцем сим: 12 яко ты сотворил еси втайне, аз же сотворю глаголгол сей пред всем израилем и пред солнцем сим. 13 И рече давид к нафану: согреших ко Господу. И рече нафан к давиду: и Господь отя согрешение твое, не умреши: 14 обаче яко поощряя изострил еси врагов Господних глаголом сим, и сын твой родивыйся тебе смертию умрет. 15 И отиде нафан в дом свой" Цар 2.12.
***
Видно, что когда мы исповедуем свой грех, Господь оставляет его нам.
В том смысле, что мы не умрем.
Но до самой смерти будем искушаться от врагов через него (через грех).
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |
dionisiy1500 | Дата: Среда, 18.09.2013, 14:13 | Сообщение # 5 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
| Цитата (Александр) + Мои размышления о согласие подвижника с Прилогом относятся непосредственно к проблеме происхождения страстных помыслов. Страстные помыслы приходящие извне не могут перейти в Страсть, а так же Страсть не может вырасти из естественного движения души сама по себе, если не будет ранее согласия (добровольного) со страстью самого подвижника.Именно, через это согласие подвижника с Прилогом происходит страсть в человеке. + Господь в Евангелии говорит, что помыслы исходят из сердца человека, а не приходят извне.
"18 исходящая же изо уст, от сердца исходят, и та сквернят человека, 19 от сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетелства, хулы: 20 сия суть сквернящая человека" Мф.15.18-20.
***
Помыслы делают явным (видимым) для нас невидимое беззаконие сердца. Происходит это естественно. Потому явление помысла еще не есть грех.
Но вот сдружение (сочетание), соизволение и далее ... уже есть грех и требует покаяния. Грех потому, что совершается разумно.
Когда человек не обращает внимания на нечистые помыслы и не кается в них, то нечистая страсть в человеке усиливается.
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |
Elena | Дата: Среда, 18.09.2013, 23:30 | Сообщение # 6 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 58
Статус: Offline
| ===Задача подвижника освободиться от рабства страсти через покаяние при помощи Благодати, но для этого нужно признать свое рабство страсти и найти свое согласие со страстью ===
Не для всех страстей возможно найти отправную точку. Например, страсть чревоугодия. Привычка получать удовольствие от еды и зависимость от этого процесса формируется еще до того, как человек обретает способность рассуждать. Человек еще бессловесный, помыслов в принципе быть не может, сослагаться еще не с чем. И даже позже мы не можем покаяться за первый опыт страстного поведения - воспоминания младенчества вне досягаемости нашей памяти.
В случае неукорных страстей страстное естество формируется раньше, чем созревает ум. А, например, страсть страха смерти (разновидность уныния?) вообще каким-то образом встроена в наше естество еще до рождения, имеет вид инстинктивного убегания.
Простите.
Сообщение отредактировал Elena - Среда, 18.09.2013, 23:53 |
|
| |
Elena | Дата: Среда, 18.09.2013, 23:57 | Сообщение # 7 |
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 58
Статус: Offline
| Цитата (Александр) = Страсть чревоугодия отличается от других страстей, так как базируется на естественной потребности. =
Так ведь с гневом то же самое.
Привычка гневно протестовать против лишения удовольствия (вкусно покушать, или еще по иным поводам) - она тоже формируется до порога вступления в возраст умного самоконтроля...
|
|
| |
dionisiy1500 | Дата: Четверг, 19.09.2013, 07:30 | Сообщение # 8 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
| Цитата (Александр) = Гнев не является естественной потребностью человека = Трудно разговаривать, когда не оговорена терминология. Получается пустой разговор.
Мы (Я+Елена) стараемся придерживаться отеческих мнений.
Хорошо Вам почитать:
http://dionisiy.ucoz.ru/load....5-1-0-6
http://dionisiy.ucoz.ru/load....5-1-0-5
Потом можно будет и поговорить.
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |
Александр | Дата: Четверг, 19.09.2013, 12:21 | Сообщение # 9 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 17
Статус: Offline
| Отец Дионисий, добрый день. Спасибо за ссылки.
Простите..
претерпевший же до конца спасется. (От Матфея святое благовествование 24:13 SYNOD) Слава Богу за все! Прошу Ваших молитв.
|
|
| |
Александр | Дата: Четверг, 19.09.2013, 21:01 | Сообщение # 10 |
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 17
Статус: Offline
| Цитата (Александр) = Страсть чревоугодия отличается от других страстей, так как базируется на естественной потребности. =
Цитата (Александр) = Гнев не является естественной потребностью человека =
Цитата (dionisiy1500) Трудно разговаривать, когда не оговорена терминология. Получается пустой разговор.
Отец Дионисий, согласования терминологии ради, если еще раз рассмотреть отличие страсти чревоугодия и страсти гнева, то можно сказать, что
Страсть чревоугодия паразитирует на естественной потребности организма в пище. Удовлетворение естественной потребности в пище обязательно для поддержания жизни организма в обычных условиях.
Страсть гнева паразитирует на естественной раздражителеной части души. Однако возбуждение раздражителеной части души в виде гнева не является жизненно необходимой для организма в обычных условиях.
Простите...
претерпевший же до конца спасется. (От Матфея святое благовествование 24:13 SYNOD) Слава Богу за все! Прошу Ваших молитв.
Сообщение отредактировал Александр - Четверг, 19.09.2013, 21:06 |
|
| |
dionisiy1500 | Дата: Четверг, 19.09.2013, 21:34 | Сообщение # 11 |
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
| Цитата (Александр) = А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду” (Матф. 5:21-22). = Мне кажется, в этой цитате Вы не обратили внимание на слово "напрасно"
***
В душе человека различают три естественных силы: мыслительную, раздражительную и желательную.
Вторая и третья неразумны.
Первая должна управлять второй и третьей.
Страсти, о которых мы говорим, получаются, когда управление нарушено. Если в отношении раздражительной силы, то имеем гнев, а если желательной, то похоть (в частном случае чревоугодие).
Смысл аскетических упражнений состоит в восстановлении управления. Плод подвига есть "окованные сердцем в мудрости" То есть, расположения сердца и действия человека должны находится в пределах божественных заповедей.
Сам человек ничего не может.
Может Бог, но ждет наших просьб (молитв).
Потому когда видим в себе неразумную страсть, то просим Бога, а Тот по малу исправляет нас.
Богу нашему слава. Аминь.
|
|
| |