[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » ХУДОЖЕСТВО ДОБРОДЕТЕЛИ » Размышления о Премудрости, Благочестии и Добродетели. » Страсти
Страсти
dionisiyДата: Среда, 07.11.2012, 08:40 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 651
Статус: Offline
***

Страсти определяют по-разному, но, думаю, полезнее понимать под ними устойчивые движения души к желаемому.

***

Человек устроен из души и тела.

По душе человек имеет естественное «желание божественной славы» Естественное для него действие пребывать в ней.

Когда он так пребывает, его телом является весь мир и он естественно заботится (обладает) о нем, просвещая божественным светом.

***

Если же человек обратится от Бога к чувственному, и далее к телесному, то видит себя частью мира. Осознает себя прежде всего как тело.

Заботится уже не о всем мире, но о себе, как теле. Попечение это разделяют на заботу о возрастании тела и его сохранении и на продолжение рода. Первое вырождается в чревоугодие, второе – в блуд.

Желает не божественной славы, но славы от людей (тщеславие).

Чтобы устойчиво обеспечить себе телесный покой, блуд и славу человеку необходимы средства. Откуда имеем сребролюбие.

Если человек не может обладать предметом его страсти, то испытывает болезненное переживание лишения (печаль).

А когда кто-то или что-то мешает обладать, то человек гневается на причину помехи (гнев).

Человеку нравится быть славным. Бывает ему нечем похвалиться. Тогда он уничижает (осуждает) других, чтобы самому казаться лучше. Привычка к этому порождает гордость.

Когда дух человека не устремлен к Богу, то умирает (уныние).

***

Чревоугодие.
Блуд.
Сребролюбие.
Гнев.
Печаль.
Уныние.
Тщеславие.
Гордость.

***

Всего восемь страстных помыслов.

Думаю, если человек заметит их в себе, то должен избавиться от них обращением к Богу.

***


Простите ... Прошу Ваших молитв.
 
dionisiy1500Дата: Среда, 18.09.2013, 07:02 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
Александр, в этой теме я ограничился размышлением о происхождении страстных помыслов. Мне показалось, что такое знание может быть полезным подвижникам.

Богу нашему слава. Аминь.
 
dionisiy1500Дата: Среда, 18.09.2013, 07:12 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
Цитата (Александр)
=
Мне представляется, что страстной помысел не то же самое, что страсть. Так как страсть-это, обычно, страстной помысел сочетавшийся с естеством по согласию самого человека.
=

Думаю, что нам неизвестно как устроена страсть в душе человека, но нам бывают видны наши помыслы.

По ним мы можем судить о состоянии души.


Богу нашему слава. Аминь.
 
dionisiy1500Дата: Среда, 18.09.2013, 07:37 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
Цитата (Александр)
=
Заметив (по Благодати) страстной помысел, подвижник получает возможность признать (по смирению) страсть в себе.Признание страсти не имеет никакой длительной ценности, если подвижник не найдет (по Благодати) свое, ранее данное, согласие со страстным помыслом, а лучше свое согласие с Прилогом.
После того как подвижник заберет назад свое согласие (Покаяние и Исповедь) с Прилогом, он получает прощение от Господа и, Милостью Божьей, свободу от рабства страсти.
=

Думаю, Церковь полагает, что покаяние происходит по образу покаяния царя Давида. Об этом молится священник в десятой молитве на утрене:

"Господи Боже наш, покаянием оставление человеком даровавый, и во образ нам познания грехов и исповедания, пророка Давида покаяние к прощению показавый, ..."

Желающий могут прочитать полностью историю греха Давида во второй книге царств. Я же хочу обратить внимание на следующее.

"7 И рече нафан к давиду: ты еси муж сотворивый сие: сия
глаголет Господь Бог израилев: аз есмь помазавый тя в царя над израилем, и аз
есмь избавивый тя от руки сауловы:
8 и дах ти дом господина твоего и жены господина твоего на
лоно твое, и дах ти дом израилев и иудин: и аще мало ти есть, приложу тебе к
сим:
9 и что яко презрел еси слово Господне, еже сотворити
лукавое пред очима его? урию хеттеанина убил еси мечем, и жену его поял еси
себе в жену, и того убил еси мечем сынов аммоних:
10 и ныне не отступит мечь от дому твоего до века: занеуничижил мя еси и поял еси жену урии хеттеанина в жену себе:
11 сия глаголет Господь: се, аз воздвигну на тя злая от домутвоего, и возму жены твоя пред очима твоима и дам ближнему твоему, и будет
спати со женами твоими пред солнцем сим:

12 яко ты сотворил еси втайне, аз же сотворю глаголгол сей
пред всем израилем и пред солнцем сим.
13 И рече давид к нафану: согреших ко Господу. И рече нафан к давиду: и Господь отя согрешение твое, не умреши:
14 обаче яко поощряя изострил еси врагов Господних глаголом
сим
, и сын твой родивыйся тебе смертию умрет.
15 И отиде нафан в дом свой"
Цар 2.12.

***

Видно, что когда мы исповедуем свой грех, Господь оставляет его нам.

В том смысле, что мы не умрем.

Но до самой смерти будем искушаться от врагов через него (через грех).


Богу нашему слава. Аминь.
 
dionisiy1500Дата: Среда, 18.09.2013, 14:13 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
Цитата (Александр)
+
Мои размышления о согласие подвижника с Прилогом относятся непосредственно к проблеме происхождения страстных помыслов. Страстные помыслы приходящие извне не могут перейти в Страсть, а так же Страсть не может вырасти из естественного движения души сама по себе, если не будет ранее согласия (добровольного) со страстью самого подвижника.Именно, через это согласие подвижника с Прилогом происходит страсть в человеке.
+

Господь в Евангелии говорит, что помыслы исходят из сердца человека, а не приходят извне.

"18 исходящая же изо уст, от сердца исходят, и та сквернят человека,
19 от сердца бо исходят помышления злая, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, татьбы, лжесвидетелства,
хулы:
20 сия суть сквернящая человека"
  Мф.15.18-20.

***

Помыслы делают явным (видимым) для нас невидимое беззаконие сердца. Происходит это естественно. Потому явление помысла еще не есть грех.

Но вот сдружение (сочетание), соизволение и далее ... уже есть грех и требует покаяния. Грех потому, что совершается разумно.

Когда человек не обращает внимания на нечистые помыслы и не кается в них, то нечистая страсть в человеке усиливается.


Богу нашему слава. Аминь.
 
ElenaДата: Среда, 18.09.2013, 23:30 | Сообщение # 6
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 58
Статус: Offline
===Задача подвижника освободиться от рабства страсти через покаяние при помощи Благодати, но для этого нужно признать свое рабство страсти и  найти свое согласие со страстью ===

Не для всех страстей возможно найти отправную точку. Например, страсть чревоугодия. Привычка получать удовольствие от еды и зависимость от этого процесса формируется еще до того, как человек обретает способность рассуждать. Человек еще бессловесный, помыслов в принципе быть не может, сослагаться еще не с чем. И даже позже мы не можем покаяться за первый опыт страстного поведения - воспоминания младенчества вне досягаемости нашей памяти.

В случае неукорных страстей страстное естество формируется раньше, чем созревает ум. А, например, страсть страха смерти (разновидность уныния?) вообще каким-то образом встроена в наше естество еще до рождения, имеет вид инстинктивного убегания.

Простите.


Сообщение отредактировал Elena - Среда, 18.09.2013, 23:53
 
ElenaДата: Среда, 18.09.2013, 23:57 | Сообщение # 7
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 58
Статус: Offline
Цитата (Александр)
=
Страсть чревоугодия отличается от других страстей, так как базируется на естественной потребности.
=


Так ведь с гневом то же самое.

Привычка гневно протестовать против лишения удовольствия (вкусно покушать, или еще по иным поводам) - она тоже формируется до порога вступления в возраст умного самоконтроля...
 
dionisiy1500Дата: Четверг, 19.09.2013, 07:30 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
Цитата (Александр)
=
Гнев не является естественной потребностью человека
=

Трудно разговаривать, когда не оговорена терминология. Получается пустой разговор.

Мы (Я+Елена) стараемся придерживаться отеческих мнений.

Хорошо Вам почитать:

http://dionisiy.ucoz.ru/load....5-1-0-6

http://dionisiy.ucoz.ru/load....5-1-0-5

Потом можно будет и поговорить.


Богу нашему слава. Аминь.
 
АлександрДата: Четверг, 19.09.2013, 12:21 | Сообщение # 9
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 17
Статус: Offline
Отец Дионисий, добрый день.
Спасибо за ссылки.

Простите..


претерпевший же до конца спасется. (От Матфея святое благовествование 24:13 SYNOD)
Слава Богу за все!
Прошу Ваших молитв.
 
АлександрДата: Четверг, 19.09.2013, 21:01 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 17
Статус: Offline
Цитата (Александр)
=
Страсть чревоугодия отличается от других страстей, так как базируется на естественной потребности.
=

Цитата (Александр)
=
Гнев не является естественной потребностью человека
=

Цитата (dionisiy1500)
Трудно разговаривать, когда не оговорена терминология. Получается пустой разговор.


Отец Дионисий, согласования терминологии ради, если еще раз рассмотреть отличие страсти чревоугодия и страсти гнева, то можно сказать, что

Страсть чревоугодия паразитирует на естественной потребности организма в пище.
Удовлетворение естественной потребности в пище обязательно для поддержания жизни организма в обычных условиях.

Страсть гнева паразитирует на естественной раздражителеной части души. Однако возбуждение раздражителеной части души в виде гнева не является жизненно необходимой для организма в обычных условиях.

Простите...


претерпевший же до конца спасется. (От Матфея святое благовествование 24:13 SYNOD)
Слава Богу за все!
Прошу Ваших молитв.


Сообщение отредактировал Александр - Четверг, 19.09.2013, 21:06
 
dionisiy1500Дата: Четверг, 19.09.2013, 21:34 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2191
Статус: Offline
Цитата (Александр)
=
А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду” (Матф. 5:21-22).
=

Мне кажется, в этой цитате Вы не обратили внимание на слово "напрасно"

***

В душе человека различают три естественных силы: мыслительную, раздражительную и желательную.

Вторая и третья неразумны.

Первая должна управлять второй и третьей.

Страсти, о которых мы говорим, получаются, когда управление нарушено. Если в отношении раздражительной силы, то имеем гнев, а если желательной, то похоть (в частном случае чревоугодие).

Смысл аскетических упражнений состоит в восстановлении управления. Плод подвига есть "окованные сердцем в мудрости" То есть, расположения сердца и действия человека должны находится в пределах божественных заповедей.

Сам человек ничего не может.

Может Бог, но ждет наших просьб (молитв).

Потому когда видим в себе неразумную страсть, то просим Бога, а Тот по малу исправляет нас.


Богу нашему слава. Аминь.
 
Форум » ХУДОЖЕСТВО ДОБРОДЕТЕЛИ » Размышления о Премудрости, Благочестии и Добродетели. » Страсти
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: